Обучение детей правильному произношению звуков состоит из нескольких этапов. Во-первых, нужно подготовить артикуляционный аппарат. Ребенок должен перед зеркалом репетировать постановку губ, положение языка, уметь правильно дышать во время речи. Когда у малыша получилось выговорить непослушный ранее звук «с», то работа дальше проводится над его усовершенствованием, то есть формируются первичные произносительные навыки. На этом этапе проводится автоматизация выученного произношения сначала в слогах, а потом и в словах. Только потом, когда ребенок, уже не задумываясь, говорит правильно, формируются коммуникативные умения и навыки.

В статье разберемся, как проводить автоматизацию «с» в словах, как последовательно необходимо укреплять произношение сначала в слогах, потом в коротких словосочетаниях, затем переходить к введению «с» в предложениях. Автоматизация постепенно приведет к тому, что ребенок непроизвольно будет вставлять выученное произношение в самостоятельную речь. Это происходит уже рефлекторно, на подсознательном уровне, благодаря ежедневным занятиям и упражнениям, о которых и пойдет речь дальше в статье.

Упражнения на произношение «с»

Изолированный звук «с» сначала дети проговаривают, повторяя за педагогом или логопедом. Этот этап не должен быть длительным. Рекомендуется использовать звукоподражательные игры только в самом начале, когда малыш только научился правильно артикулировать «с». Упор в данном случае делается на ассоциации, например, «повтори свист птички», «скажи, как шумит вода», «покажи, как дует ветер». Чтобы ребенок понимал разницу близких по звучанию звуков, в игре добавьте ассоциативные упражнения на «ш» и «с».

На первом этапе можно с детьми поиграть в следующие игры:

  • «Юла» — логопед или мама раскручивают волчок, и пока он крутится, ребенок должен повторять выученный звук «с».
  • «С кочки на кочку» — малышу дается полоска бумаги с наклеенными кружочками. Можно в помощь ребенку предложить маленькую игрушку, например, зайчика. Он перепрыгивает с круга на круг, а ребенок при каждом прыжке зверька повторяет звук «с».
  • «Говорящая ручка» — дается ребенку листик, на котором пунктиром нарисованы длинные линии. Малыш ручкой наводит их и тянет при этом «с».
  • «Поймай шарик» — маленький мячик или теннисный шарик ребенок перебрасывает с одной руки в другую, при этом «ловит» «с». Можно поиграть вдвоем. Мама кидает малышу мяч и произносит звук «с». Ребенок ловит игрушку и повторят «с» самостоятельно.

Чистоговорки

После этого этапа автоматизация «с» в словах еще не проводится. Работа идет над объединением его в слогах.

Такие щелевые согласные, как «с», по методике заучиваются сначала в простых слогах, например, «со», «се» и т. д. Потом работа проводится уже с обратными слогами, когда первой стоит гласная, а уже за ней – согласная, например, «ас», «ус».

Широко в педагогике используются чистоговорки, когда дети проговаривают вслед за педагогом отдельно слоги, а потом предложения с данным слогом в конце.

Сначала ребенок просто повторяет все это за логопедом. Далее можно предложить несколько упражнений на развитие фонематического слуха и внимательности, так как дети часто не слышат и не понимают, какой именно звук необходимо вставить в слово. Перечислим некоторые из них:

  • «Продолжи слово». Педагог говорит начало слова, а ребенок договаривает его последний слог. Для облегчения задачи ребенку можно предложить предметные или сюжетные картинки. Подойдут такие слова:

-ли — са;

-колба – са;

-бу – сы;

-воло – сы;

-ча — сы.

  • «Поменяй местами». Взрослый предлагает определить место «с» в слоге: в начале или в конце. Когда ребенок правильно указал его местоположение, педагог просит поменять местами гласную и согласную, например, было «са», а нужно преобразовать в «ас». Такое упражнение целесообразно проводить для развития навыков фонематического анализа и синтеза.

Следующий этап работы

Автоматизация «с» в словах начинается сразу после его проговаривания в интервокальной позиции и в сочетании с другим согласным. Рассмотрим подробнее, как проводится работа на данном этапе автоматизации.

Интервокальная позиция — это окружение согласного гласными с двух сторон. Ребенку легче выговаривать такие тройные слоги: «аса», «осу», «иса», «усы», «осе» и т. д.

Дальше проговариваются несколько раз слоги со стечением двух, а потом и трех согласных перед гласной: «сма», «сто», «ске», «сли» и т. д. Тройные согласные даются детям сложнее, например, такие: «стра», «спро», «скри» и т.д.

Автоматизация звука «с» в словах

Когда закончится подготовительный этап, а ребенок в прямых и обратных слогах будет хорошо произносить изучаемый «с», задача усложняется.

Сначала педагог предлагает повторить слова, в которых содержатся отработанные уже слоги: ли(са), (са)нки, (со)йка, (со)м, колба(са), коле(со).

Первыми используют слова, состоящие из одного или двух слогов, постепенно задание усложняется увеличением количества слогов, а также видоизменением их структуры. Рассмотрим пример усложнения задания:

  • Роса, сам, сом, сук, сыр, рис, весы, несу.
  • Кросс, настил, судак, сухарь, сало, песок.
  • Сырники, посылка, простуда, посуда, присыпка.
  • Затем проговариваются более сложные слова, в которых изучаемый звук встречается несколько раз или в сочетании с другими согласными, например, стамеска, струна, стрела, стрекоза, сосиска.

«Собери букву»

Такой простой пазл можно изготовить самостоятельно во время работы над автоматизацией любого согласного. Из листа картона нужно вырезать большую букву, разрезать ее на отдельные элементы и на каждом из них приклеить картинку с данным согласным в начале слова. В нашем случае — это буква «с». Предметные картинки можно подобрать, как на нашем фото, или придумать свои.

Помимо развития артикуляционного аппарата и проговаривания изучаемого звука, у детей развивается логическое мышление и внимательность, ведь нужно проанализировать форму кусочка и найти его место в целом изображении буквы, правильно совместив края.

Дидактическая игра «Слон в цирке»

Ребенку дают картинку, на которой изображен цирковой слон, жонглирующий шарами. На каждом нарисован предмет, в название которого входит «с». Ребенок рассматривает и говорит вслух, чем жонглирует слон. Игру можно всячески варьировать.

Для автоматизации «с» в словах можно подобрать варианты с разной сложностью произношения. Интересно расположить три кружочка сверху и дать ребенку задание отыскать из множества карточек предметы, в названии которых «с» находится в начале слова, в середине и в конце. Дальше нужно разложить все картинки в нужные стопки.

Игра «Посчитай предметы»

Для автоматизации «с» в начале слова можно предложить детям интересную и познавательную игру. На карточке изображены предметы, названия которых начинаются с выученных слогов:

  • Су — сумка.
  • Су — сундук.
  • Со — сок.
  • Са — сандалии.
  • Со — сом.
  • Со — соболь.

Ребенок указкой или пальцем показывает на предмет и называет его, потом ищет такой же дальше по ряду, а когда находит, опять произносит вслух его название. Таким образом по ходу игры ребенок несколько раз называет нужное преподавателю слово, которое начинается на выученный слог. В данной игре развивается не только речь, но и внимание. Ребенок учится из большого количества картинок находить одинаковые, не пропуская ни одной.

Логопедическая игра «Помоги слоненку»

Давайте рассмотрим еще одну развивающую игру на автоматизацию звука «с» в словах. В ней перед слоненком сначала располагается три ведра. На каждом нарисован предмет. Он должен начинаться на заданный согласный, либо оканчивается, либо иметь изучаемый звук в середине слова.

Например:

  • (С)ветофор.
  • Пе(с).
  • Кре(с)ло.

В комплекте дается целый набор предметных картинок, изображенных на ведерках. Ребенку необходимо распределить карточки по ячейкам. Можно такую игру сделать не нарисованной на картоне, а объемной. Приготовьте три пустых пластмассовых ведерка и мягкую игрушку, например, слоника или зайчика. На каждом из ведер наклейте образец с изображением предмета. Ребенок вынимает из комплекта одну за другой картинки, называет предмет и определяет местонахождение «с» в его названии.

Можно отдельно сделать задание на автоматизацию «с» в середине слова, в конце или в начале. Такая игра способствует развитию фонематического слуха, умению находить «с» в словах, правильно определять их местоположение.

Игра «Найди «с» в названии предметов»

Аналогичная цель преследуется педагогом и во время проведения следующей игры. Необходимо подготовить для работы над автоматизацией звука «с» в словах карточки с несколькими картинками. Изучаемый согласный должен находиться в разных местах: и в середине, и в начале и в конце слова.

Во время этой игры малыш не только тренируется четко проговаривать слова с трудным для него звуком, но и учится определять его место в слове. Это поможет при подготовке ребенка к школе, при изучении грамоты. Задача логопеда также выполняется, ведь его подопечный четко и правильно произносит слова, где «с» имеется и в прямом, и в обратном слогах.

Автоматизация «с» — «ш» в словах

В логопедии часто используют дифференциацию близких по звучанию «с» и «ш». Работа проводится по такому же плану, как и для одного звука:

  • Проговаривание изолированного «с», в нашем случае — пары.
  • Тренировка произношения слогов прямых, потом обратных, в сочетании с дополнительным гласным либо согласным.
  • Проговаривание слов, а затем и предложений, целых фраз. Выбранные для работы звуки должны находиться в одном предложении. Поможет в работе игра «Что нарисовано на шапке?»

Ребенок должен рассмотреть картинку и составить предложение по типу: «На шапке — листик».

Закрепление согласного в речи

Последним этапом автоматизации «с» в конце слова, в начале или в середине будет употребление таких фраз при изучении скороговорок, стихов и поговорок.

Это тренирует не только произношение данного согласного, но и развивает выразительность речи. Помогут в заучивании скороговорки в картинках. В таком случае в запоминании участвует не только слуховая, но и зрительная память.

Источник: fb.ru