Наверное, всем известно о силе цветовой палитры. Один цвет может раздражать, а другой, напротив, успокоить. И ни для кого не секрет, что правильный подбор цветовой гаммы является залогом хорошего настроения. Помимо этого, цветотерапию используют при лечении психических болезней, а также для гармоничного развития детей. В чем заключается этот метод и как его использовать – об этом в сегодняшней статье.

Что такое цветотерапия?

Под словом «терапия» подразумевается лечение, а также часто используется в контексте профилактики. Данная процедура является немедикаментозным способом лечения с помощью цвета, не вызывает привыкания, а также является абсолютно безопасными для детей. Благодаря многочисленному использованию отдельных элементов данного метода на практике выявлена эффективность цветотерапии для укрепления психологического и физического развития малышей.

Применение

Цветотерапия охватывает огромный спектр лечения различных заболеваний с помощью определенных методик. В первую очередь, такую процедуру применяют с целью коррекции психоэмоционального состояния ребенка. В медицинской практике выявлены положительные свойства цветотерапии:

  • выявляет проблемы центральной нервной системы;
  • лечит неврозы;
  • снимает детскую тревожность;
  • борется с патологическими страхами;
  • убирает апатию и раздражительность;
  • помогает успокоить гиперактивных детей и расшевелить слишком ленивых, заторможенных детей.

Но цветотерапевтические методики нашли применение не только для коррекции детского психологического фона, но и для лечения внутренних органов. При применении определенных методик с помощью цвета можно вылечить астму, грипп, диабет, гастрит, туберкулез, паралич всех видов и даже рак.

По мнению экспертов, различный цветовой спектр влияет на органы эндокринной системы, которые отвечают за продуцирование гормонов – на шишковидную железу и гипофиз. Таким образом, с помощью цветового воздействия можно регулировать выработку тех или иных гормонов. Благодаря различным цветам, которые окружают ребенка, можно достичь уникальных результатов.

Многочисленное использование различных методик цветотерапии на практике наглядно показало эффективность для укрепления физического и психологического развития дошкольников. Такой способ лечения с помощью цвета использовался еще в древние времена. На сегодняшний день в современной медицине отмечено положительное влияние цветотерапии на состояние детей. Различные методы немедикаментозного лечения помогают укрепить здоровье малышей и улучшить их адаптацию к взрослой жизни.

Существует два вида воздействия цвета:

  • С помощью зрения — воспринимая глазами различные цвета, таким образом, мы провоцируем активность химической цепной реакции, которая в последующем приводит к освобождению разного вида гормонов организма.
  • Через кожу человека. Данный способ заключается в электромагнитном излучении в виде света через ткани тела человека, которое заряжает внутренние органы необходимой энергией и активизирует внутренние процессы организма.
  • Влияние цвета на организм

    Все дети по-своему индивидуальны, их реакция на окружающую действительность может быть различна. Но как правило, их выбор цвета изначально связан с эмоциональным и психическим состоянием. В следующем видео можно узнать об особенностях цветотерапии и лечения цветом детей.

    Предлагаем рассмотреть специфику некоторых цветов в отдельности.

    • Красный — повышает психологическую и физическую активность, а также стимулирует кровообращение и повышает аппетит. Такой цвет нравится непоседливым и гиперактивным детям. Специалисты рекомендуют использовать красный цвет в интерьере столовой и кухни. А чтобы предотвратить плохой и прерывистый сон, стоит избегать этот цвет в спальне малыша.
    • Оранжевый — цвет отличного настроения и ощущения радости. Его любят больше всего веселые и позитивные детишки. В цветотерапии оранжевый используют для лечения нервных срывов, неврозов, и депрессий.
    • Желтый — помогает придать уверенность и хорошее настроение. Этот солнечный цвет способствует развитию памяти, устранению страхов и различных родов депрессивных состояний. Помимо всего прочего, желтый помогает бороться со страхами, повысить жизненный тонус ребенка, оказать благотворное влияние на пищеварение и улучшить настроение.
    • Зеленый — олицетворяет внутреннюю гармонию и спокойствие. Как правило, его выбирают дети, которым не хватает материнской любви. Этот цвет положительно влияет на сон и имеет успокаивающий эффект. Зеленый используют при лечении головной боли и нормализации давления.
    • Голубой. такой цвет выбирают тихие и спокойные дети,которым свойственно помечтать. В цветотерапии голубой используют в борьбе с инфекционными заболеваниями.
    • Синий — помогает придать малышу спокойствие и уверенность в себе. Этот цвет предпочитают уравновешенные дети, которым не свойственно куда-либо торопиться. Также синий цвет способен понизить давление.
    • Фиолетовый обладает успокаивающим эффектом. В цветотерапии данный цвет используют для снятия стресса и нервозных состояний. Обычно, фиолетовый цвет нравится натурам с тонкой душевной организацией. Как правило, такой цвет выбирают ранимые и эмоциональные малыши, у которых имеется предрасположенностью к духовному развитию.
    • Черный и белый не имеют тона и в цветотерапии используются достаточно редко. При выборе ребенком черного стоит обратиться к специалисту, так как это служит тревожным сигналом.

    Упражнения по цветотерапии

    Мы выяснили, что цветотерапии по силам устранить многие психологические и эмоциональные состояния детей. Стоит учесть, что детям до 2-3 лет удается различать только ахроматические цвета, такие как белый и черный. После трех лет при соответствующем обучении ребенок уже сможет различать многие цвета. В это время уже можно начинать учить малыша выбирать необходимый ему цвет. Например, небо голубое, трава зеленая, а солнышко желтое. Во время проведения упражнений по цветотерапии детям необходимо периодически давать время на отдых, когда они смогут рисовать карандашами и красками в произвольной форме. В течение этого времени дети могут рисовать круги, линии, цветы, что даст им возможность отдохнуть и получить положительные эмоции. Данные упражнения можно применять как в детских учреждениях, так и в домашних условиях. Далее расскажем о самых эффективных упражнениях по цветотерапии для детей дошкольного возраста.

    «Волшебный город»

    Для того чтобы начать, проводя цветотерапию, игру с детьми старшей группы, предложите ребенку построить дом из кубиков, где будут жить разноцветные жители. Важно, чтобы цвет персонажа совпадал с домом, в котором он живет. Жителями могут быть яркие человечки, различные животные или вымышленные герои. Придумайте вместе с ребенком, почему эти жители выбрали тот или иной цвет. Расскажите ему, как от цвета может меняться настроение и характер. При проведении цветотерапии для детей игры подобного рода отлично помогают развивать фантазию дошкольника.

    «Зажечь радугу»

    Это упражнение заключается в том, чтобы предложить ребенку или группе детей создать радугу. Ее можно сделать где угодно и из чего угодно — подойдут ленточки, кубики, разноцветные шарики и многое другое. После чего, ребенок сможет загадать желание под радугой.

    Рисование

    Дети дошкольного возраста не всегда в состоянии выразить свои чувства и эмоции словами. Поэтому рисование можно использовать в качестве упражнения цветотерапии для детей. Данный процесс поможет ребенку создать особый гармоничный красочный мир, где он сможет выплеснуть свои эмоции. В свою очередь, педагог сможет выявить, что волнует малыша и предложить решение проблемы в игровой форме.

    «Волшебная вода»

    Для данного упражнения необходимо налить обычную воду в прозрачный стеклянный стакан и поставить на цветную картинку. При цветотерапии для детей цвет подставки желательно подбирать исходя из характеристики ребенка, так как вода способна воспринимать энергию цвета. К примеру, если возбужденного малыша нужно успокоить — возьмите за основу зеленый цвет. После того как определитесь с цветом, посмотрите вместе с ребенком на дно стакана и предложите выпить содержимое ребенку медленными глотками.

    «Изумрудный город»

    Проводить желательно следующее упражнение по цветотерапии для детей под музыку. Задача малыша заключается в следующем: закрыть глаза и представить себя в Изумрудном города. Важно, чтобы ребенок детально представил каждый элемент воображаемого города. Такой сеанс не должен превышать 10 минут, после чего малыша стоит попросить изобразить увиденное на листке.

    «Рисуем пальчиками»

    У такой методики масса плюсов: помимо того, что данное упражнение помогает справлять с ленью и раздражительностью и устранять агрессию, так еще оно и развивает мелкую моторику. Такое упражнение по цветотерапии у детей 5 и 6 лет корректирует чрезмерную гиперактивность, которая может нанести вред для малыша в процессе обучения.

    Например, предложите ребенку нарисовать с помощью пальчиков и красок на альбомном листе любимый персонаж из сказки. Во-первых, не каждый ребенок в этом возрасте хорошо умеет владеть красками, карандашами или фломастерами, а во-вторых, любому малышу будет интересно попробовать что-то новое.

    Такое упражнение на первый взгляд кажется простым в применении, но, зная специфику цветотерапии и влияния цветов на психику ребенка, можно с уверенностью говорить о том, что оно позволит добавить малышу уверенности в силах, снизить агрессивность, а самое главное — привить желание осваивать новые знания и учиться.

    «Цвет моего настроения»

    Упражнение заключается в следующем: детям необходимо положить перед собой альбомный лист, на котором изображен силуэт человека. Перед малышами ставится задача выявить настроение этого человека и раскрасить теми цветами, которые, по их мнению, подходят больше всего.

    «Нарисуй имя»

    Для данного упражнения ребенку необходимо предоставить альбом для рисования и цветные карандаши или фломастеры, после чего предложить нарисовать его имя. В процессе работы можно включить приглушенную музыку, а затем малышу необходимо представить свою картину и объяснить, почему именно так он себе представляет свое имя.

    «Цветной дождь»

    Такое упражнение отлично подходит для проведения цветотерапии детей с ограниченными возможностями. Для этого упражнения нужно создать шатер или домик из разноцветных атласных ленточек. Во-первых, дети могут изучать веревочки и поиграть с ними в дождик, а во-вторых, малышам будет интересно там прятаться и играть.

    Располагать ленты необходимо по цветовому принципу радуги. К примеру, раздраженному малышу можно предложить охладиться и пробежать под холодными цветами ленточек, а расстроенному или грустному — погреться под теплыми солнечными лучами.

    Упражнения по цветотерапии детей с ОВЗ

    Для таких детей характерно дефектное произношение звуков, маленький словарный запас, неумение составлять предложения. Помимо вышеперечисленного, у малышей с ограниченными возможностями можно наблюдать недостаточность двигательной активности, в том числе плохую координацию мелкой моторики. Как правило, у таких детей слабо развита концентрация внимания, страдает логическое мышление. Поэтому для них важно использовать оригинальные и творческие методы при проведении цветотерапии.

    «Облачко феи»

    Для данного упражнения предварительно необходимо подготовить кусочки полупрозрачной ткани, хорошо подойдет фатин или органза. Суть упражнений по цветотерапии для детей с ОВЗ заключается в следующем: фея приглашает к себе в гости, но для этого нужно до нее добраться на разноцветных облаках. После чего детки укутываются тканью и сквозь нее видят, как меняется мир. Это упражнение помогает развивать восприятие оттенков и научиться замечать, как меняется цвет, когда одна краска накладывается на другую. К примеру, сквозь зеленый кусок материала посмотреть на фиолетовый.

    «Догадайся, что это»

    На альбомном листе с помощью краски определенного цвета поставьте пальчиками несколько точек и спросите ребенка «Что изображено на этой картине?». Важно, чтобы ребенок подключил свое воображение и предположил как можно больше вариантов. Такое упражнение отлично снижает психологическое напряжение, а также поможет развить фантазию.

    «Оранжевый цвет»

    Данное упражнение способствует устранению скованности, замкнутости и застенчивости. Предварительно сделайте заготовку: на плотный картон нанесите клей и насыпьте на него пшенную крупу, распределив при этом по всему листу. После полного высыхания, даем это ребенку. Малышу необходимо раскрасить данный холст пальчиковой краской оранжевого цвета. В процессе работы можно включить музыку.

    «Зеленые обитатели леса»

    Данную игру лучше проводить с группой детей. Суть в следующем: каждый ребенок называет лесного жителя — животное, птицу, насекомое — зеленого цвета (кузнечик, зеленая бабочка, лягушка, зеленый попугай и так далее), после этого нужно предупредить, когда заиграет музыка, необходимо двигаться также как придуманный герой. То есть кузнечик будет прыгать, бабочка — летать, лягушка — скакать. А когда музыка остановится, дети в образе зверей должны остановиться и замереть на месте. Игра может повторяться несколько раз. Необязательно, чтобы лесные жители были зеленого цвета, можно выбрать любой другой.

    «Сделай картину»

    Предварительно на альбомном листе приклейте кусочки ваты в виде облаков. Под музыку «Пение птиц» вместе с ребенком разукрасьте небо. Покажите ему, как можно смешать краски синего и белого цвета, чтобы получить необходимый оттенок голубого. Добавьте к этой картине яркое солнышко, зеленую травку и то, что пожелает малыш.

    В заключение

    С самого детства нас окружает разноцветный мир земли, который совершенно незаметно способен оказать влияние на настроение и здоровье человека. В отличие от взрослых, маленькие дети более чувствительны к различным цветам. Важно внимательно относиться к перепадам настроения детей. С помощью цветотерапии детям дошкольного возраста можно поднять настроение или избавить их от грусти. Яркие краски помогают формировать артистическую составляющую ребенка, развить фантазию, а также расширить словарный запас дошкольника.

    Источник: fb.ru