Одни дети в 4-5 лет уверенно одеваются, полностью самостоятельно и независимо от родителей. Другие же способны лишь подставлять руки и ноги, плаксиво реагируя на любые попытки приучить их к самостоятельности. В чем же кроется разница? В первую очередь в подходе родителей. Одни сумели понять, как научить ребенка одеваться, а другие либо не сумели этого сделать, либо упустили наиболее подходящее время. Как не допустить подобных ошибок, вы узнаете из статьи.

С какого возраста учить ребенка одеваться?

Опытные родители прекрасно знают, что в 1,5-3 года ребенок проходит через весьма интересный жизненный этап – «я сам». В это время он отвергает любую помощь родителей, пытается самостоятельно делать все, даже то, на что у него однозначно не хватит сил, ловкости и опыта.

Пожалуй, именно это время и можно назвать наиболее подходящим и благоприятным для закладывания многих полезных навыков, в том числе и использования одежды. Конечно, родители должны знать, как научить ребенка раздеваться и одеваться, но особенно важно именно правильно выбрать время, чтобы приступить к этому непростому, но крайне важному этапу формирования личности. Ведь это здорово облегчит жизнь родителей, а заодно подхлестнет развитие ребенка.

Важно заинтересовать ребенка

Очень важно, чтобы ваш сын или дочь сами захотели одеваться. С одной стороны, в возрасте 2 лет попытка самостоятельно выполнить работу, которой обычно занимаются родители, уже является вознаграждением – детям действительно нравится проявлять самостоятельность, постигать новое, таким образом непрестанно развиваясь.

Но нелишним будет и дополнительно подстегнуть интерес, сделать все, чтобы ребенок постарался одеваться самостоятельно. Итак, если вам интересно, как научить ребенка 2 лет одеваться, нужно найти определенные приемы, благодаря которым он сам захочет раз за разом натягивать штаны и футболку. Причем желательно, чтобы получаемый бонус был неразрывно связан именно с процессом одевания и результатом этой работы. Например, если вы предложите ему конфету за то, что он оденется, это будет не самой лучшей мотивацией. В данном случае процесс одевания не будет никак логически связан с получением лакомства. А значит его эффективность будет не слишком высока – ведь конфета и так лежит дома, а значит ее можно съесть, не одеваясь.

Гораздо лучше предложить: «Если ты сам (сама) оденешься, мы пойдем в магазин, купим хлеб, молоко и конфету для тебя». Здесь уже ребенок прослеживает четкую связь – конфета находится в магазине, магазин на улице, а чтобы туда попасть, нужно одеться. Следовательно, он будет особенно стараться поскорее одеться самостоятельно.

Таких мотиваций можно придумать много – пойдем в зоопарк, в гости, играть на детскую площадку и многие другие. Главное, чтобы они доставляли ребенку удовольствие и находились в месте, попасть куда можно, только одевшись.

Начинаем постепенно

Теперь пора рассказать, как научить ребенка одеваться самостоятельно в 2,5-3 года или даже чуть раньше.

Главное — делать все постепенно, в воспитании такая методика всегда оказывается наиболее успешной.

Например, всем известно, что снять одежду легче, чем надеть. Так что, вернувшись с прогулки, для начала предложите ребенку именно раздеться. Обратите внимание на футболки, свитера и рубашки – с ними справиться обычно значительно сложнее, так как для этого требуются более сложные манипуляции. А вот с носками и штанами справиться гораздо легче. Поэтому, сняв футболку или кофту, предложите ребенку снять остальную одежду самостоятельно.

Соответственно, и процесс одевания постарайтесь проводить так же. Для начала лучше будет, если дети усвоят самые простые этапы. Пусть они наденут носки и натянут штаны. В первые дни задачу можно немного упростить. Сложнее всего при надевании штанов ребенку попасть ногами в штанины. Помогите ему справиться с этим этапом, но до конца брюки не натягивайте, пусть он сделает это самостоятельно. Мелочь? Для вас – да. А для ребенка настоящий прорыв, прекрасная возможность применить на практике новое, доселе неизвестное знание. Именно с таких мелочей и нужно начинать, если вам интересно, как научить ребенка одеваться самому.

Та же методика используется при надевании футболок и свитеров. Просунуть голову – наиболее сложный этап. Так что помогите ребенку справиться с ним, а руки в рукава пусть он просовывает сам.

Так, постепенно, шаг за шагом, всего за несколько недель обычные дети легко осваивают весь процесс одевания. Конечно, застегнуть пуговицы на рубашке или брюках в 2 года они не смогут. Но справиться со спортивными штанами или футболкой – легко.

Используем опознавательные знаки

Людям, интересующимся, как научить одеваться ребенка 3 лет, будет полезно запомнить еще одну тонкость. Малыши часто путают на одежде зад и перед. Взрослым людям проще – этикетка, небольшие различия в передней и задней части и другие неброские приметы позволяют точно ориентироваться и не допускать подобных ошибок. А вот ребенок редко обращает внимание, где на футболке находится этикетка. Поэтому высока вероятность, что одежда будет надета неправильно.

Именно поэтому желательно начинать процесс тренировки с одежды, имеющей ярко выраженные, хорошо заметные опознавательные знаки. Прекрасным выбором будут карманы и рисунки. Достаточно пару раз показать ребенку, как правильно надевать конкретную одежду, на какие знаки ориентироваться, чтобы он запомнил это правило. Если на одежде нет никаких опознавательных знаков, их всегда можно сделать. Например, купить в отделе рукоделия небольшую и недорогую нашивку и нашить ее на одежду.

Выбираем подходящую обувь

Конечно, родители, желающие узнать, как научить ребенка одеваться самостоятельно в 3 года, хотят, чтобы он не только одевался, но и обувался. И это, пожалуй, один из самых сложных этапов. Одно дело — надеть носки или штаны, и совсем другое – обуться. Конечно, со шлепанцами проблем не возникает – обычно дети в полтора-два года лихо управляются с ними. А вот с кроссовками и туфлями значительно сложнее.

Начнем с того, что дети довольно долго не могут понять, на какую ногу обувать левый, а на какую – правый кроссовок. Увы, с этим придется некоторое время мириться. Хорошо, если на обуви есть какие-то отличительные знаки (или же их можно сделать с помощью все тех же небольших нашивок). Тогда можно постараться показать ребенку, что если, например, цветочек находится на левой стороне кроссовка, то и обувать его нужно на левую ногу. Однако сильно давить и упорствовать не стоит – дети в 2-3 года легко запоминают понятия «вверх-вниз», но «лево-право» дается им значительно сложнее.

Желательно не пользоваться обувью, которую сложно обуть – со шнурками. К счастью, сегодня рынок наводнен довольно качественной продукцией, оснащенной липучками. Справиться с ними гораздо проще, и в два года ребенок без особых проблем осваивает их.

Нравится ли одежда ребенку?

Некоторые родители тратят довольно много времени, пытаясь разобраться, как научить ребенка 3 лет одеваться самостоятельно, но не добиваются при этом особого результата. Но они считают, что используют неправильную методику или же недостаточно настойчиво требуют от малыша результата. О том, что ему просто не нравится одежда, они даже не задумываются.

А ведь это довольно распространенное явление. Одежда просто не нравится ребенку по каким-то причинам. Очень редко по эстетическим – цвет, дизайн, рисунки, все это очень мало интересует маленьких детей. А вот если родители требуют, чтобы ребенок надел шерстяной свитер, который сильно колется, тесные носки, которые сдавливают пальцы, или футболку, этикетка которой постоянно натирает шею, результат может быть совсем не таким, как хотелось бы.

Иногда ребенок просто говорит, что не хочет надевать одежду и соответственно аргументирует свою точку зрения. Но это бывает очень редко. В других случаях он начинает скандалить, плакать, разбрасывать одежду – к такому поведению, особенно если оно не характерно для малыша, обязательно стоит присмотреться повнимательнее, чтобы понять, что же вызвало подобную агрессию. Но иногда ребенок просто делает вид, что он неспособен научиться самостоятельно одеваться. Да, дети удивительно хитры и изворотливы, когда это требуется. Поэтому подобной хитростью они пытаются избежать или хотя бы оттянуть момент, когда придется ходить в неудобной одежде. Учитывайте это и проверяйте, достаточно ли она удобна и нравится ли ребенку.

Прививаем положительные эмоции

Лучше всего, если у ребенка сам процесс одевания связан с приятными эмоциями. Так что его можно подкрепить. Как уже говорилось выше, на первых этапах стоит стимулировать интерес к одеванию обещанием интересной прогулки. В этом случае работа направлена на результат. Почему бы не сделать сам процесс одевания приятным?

Организовать это можно разными способами. Например, когда ребенок одевается, рассказывать ему, куда именно вы вместе пойдете и что будете делать. Дети любят подобные истории, да и просто само общение с любимыми и любящими родителями. Еще лучше, если вы будете напевать песенку или рассказывать стихотворение. В этом случае вы убьете двух зайцев. С одной стороны, ребенок, слушая стихи, будет запоминать их, что положительно скажется на развитии памяти. С другой, получая удовольствие от прослушивания стихов и песенок, дети привыкают, и сам процесс одевания ассоциируется с чем-то приятным. Даже спустя несколько месяцев, когда вы уже не будете уделять ему столько времени, позволяя одеваться полностью самостоятельно, положительные эмоции все равно сохранятся.

Основные ошибки, допускаемые родителями

Существует довольно много ошибок, которые могут допустить родители, пытаясь понять, как научить ребенка раздеваться и одеваться. Каждая из них способна серьезно затянуть процесс обучения – на несколько месяцев или даже лет.

В первую очередь отбивание желания быть самостоятельным. С одной стороны, это понятно – ребенок во время одевания часто отвлекается на посторонние занятия, да и даже если сосредоточится, то все равно на процесс уйдет в 3-4 раза больше времени, чем в случае, когда малыша собирают родители. Поэтому многие из них, не выдержав, просто махают рукой и делают всю работу за ребенка. И это огромная ошибка. Пока вы делаете какую-то работу за детей, они никогда не научатся делать ее самостоятельно. Конечно, каждому родителю хочется понять, как научить ребенка быстро одеваться. Но это невозможно. Любой навык осваивается постепенно. Сначала ребенку приходится тратить на процесс четверть часа. Спустя пару недель – 10 минут. А через несколько месяцев он легко управится и за несколько минут. Зато он будет делать все самостоятельно, осваивая новый навык, позитивно сказывающийся на общем развитии.

Если вам по вопросу, как научить ребенка одеваться, консультация нужна, то также можно посоветовать быть сдержанным и мягким. Да, тяжело удержаться от едкого словца, когда ребенок вот уже пять минут не может аккуратно натянуть носок, а вы опаздываете на назначенную встречу. Но подгоняя его, покрикивая и награждая обидными прозвищами «черепаха», «копуша», а то и вовсе «тормоз», вы не добьетесь ничего хорошего. Быстрее ребенок одеваться не будет, а вот сам процесс будет ассоциироваться с неприятными воспоминаниями. В результате, когда вы скажете ему одеваться перед прогулкой, он сразу вспомнит накопившуюся обиду и откажется, станет баловаться, кричать, разбрасывать одежду, плакать. Об этом стоит помнить и постоянно себя контролировать. Опаздываете из-за того, что ребенок медленно одевается? Нет, скорее, вы опаздываете из-за того, что не сумели правильно спланировать время и забыли, что детям на выполнение простейшей работы приходится тратить куда больше времени – у них нет такого опыта, как у вас. Так что вместо того, чтобы кричать на ребенка, лучше более тщательно планируйте свой график, давайте детям больше времени на то, чтобы они оделись, и оставьте несколько минут в запасе, чтобы проверить, на ту ли ногу обута обувь, не наизнанку ли надета футболка.

Основная польза

Раннее обучение ребенка одеванию имеет множество плюсов.

Самый очевидный – родители экономят время. Да, на первых этапах он не действует. Зато через полгода вам не придется постоянно одевать ребенка, как делают родители его сверстников. Достаточно отдать соответствующие распоряжения и заниматься своими делами.

Заодно развивается самостоятельность – черта, которой очень не хватает современным детям.

Наконец, позитивно сказывается это и на моторике. Взрослые-то выполняют весь процесс автоматически, не задумываясь, тщательно отлаженными за десятки лет действиями. А для детей это настоящее открытие. Они должны выполнить массу действий, решить кучу задач, чтобы просто надеть штаны и футболку. Любые подобные нагрузки в детстве позитивно сказываются на развитии ребенка и, соответственно, его дальнейших навыках.

Заключение

Как видите, научить ребенка самостоятельно одеваться – довольно просто. Для этого достаточно любить его, действовать разумно и уметь держать себя в руках.

Источник: fb.ru