Сегодня многие родители пытаются учить своих детей практически с пеленок, выбирая при этом различные направления. В связи с этим во многих больших и малых городах начали открываться специальные центры, использующие программы по детскому развитию. И в этом нет ничего удивительного. Ведь там, где есть спрос, непременно возникает и предложение. Подобные заведения приглашают на свои занятия малышей с 6-месячного возраста. Родителям остается только выбрать то из них, которое предлагает одну из самых подходящих для их чада методик развития детей. На чем же остановить свое внимание?

Рассмотрим наиболее известные и популярные методики развития детей. При выборе самой подходящей из них родители должны руководствоваться здравым смыслом и любовью к своему малышу.

Необходимость раннего развития ребенка

Возможно, кто-то из молодых родителей уже знаком с именами Н. Зайцева, Никитиных, Г. Домана, М. Монтессори и других психологов и педагогов, предлагающих методики, применение которых позволит сформировать из маленького человека успешную и уверенную в себе личность. Но заняться этим на практике решаются далеко не все, ведь мнения о раннем развитии детей неоднозначны. Его ругают и превозносят до небес, экспериментируют и спорят, рекламируют и зарабатывают на нем деньги.

Родителям предстоит самим разобраться в огромном потоке информации. Это позволит определиться с тем, какую из методик развития детей выбрать для своего чада и стоит ли вообще использовать подобное направление.

Что же мы подразумеваем под термином «раннее развитие»? Это интенсивное становление всех способностей детей от самого рождения до 3-4 лет. Почему столь важен именно этот период? Дело в том, что ученые в результате проводимых экспериментов пришли к однозначному выводу. По их мнению, клетки головного мозга к 3 годам развиваются у малышей на 70%, а к 6-7 – на 90%. Подобные цифры явно указывают на то, что, не обучая ребенка в раннем возрасте, мы не используем врожденный потенциал детей, попросту упуская его.

После рождения малыша в его организме происходит бурное развитие осязания и вкуса, обоняния, слуха и зрения. Получение информации для маленького человека в такой момент является жизненной необходимостью. Мозг малыша при этом усиленно работает, обучается сравнивать, а также делать соответствующие выводы. Ему приходится выдерживать сильнейшие нагрузки, которые были бы велики даже для взрослых. Использование методик развития детей позволяет справиться мозгу малыша с такой нелегкой задачей.

Надеяться на то, что ребенок пойдет в детское дошкольное учреждение и его там всему обучат, не стоит. Ведь в садике на одну воспитательницу приходится от 15 до 20 детей. Да, здесь дают малышу много знаний, однако закрепить их ему все же придется в домашнем кругу. Помимо этого, в садике не всегда учитываются интересы ребенка, его настроение, а также нежелание или желание что-либо делать. А ведь такие моменты весьма важны для проведения максимально эффективных занятий.

Методика М. Монтессори

О необходимости использования методик для развития детей дошкольного возраста говорили энтузиасты еще до начала 20-го в. Они предлагали свои теории и идеи, одни из которых были успешны, а другие — нет. Первой по-настоящему продуманной системой для раннего развития детей стала методика, разработанная Марией Монтессори. Данная система не только смогла выдержать проверку временем, но и получила признание практически во всем мире. Подтверждением этому являются институты в Америке, Азии и в Западной Европе, специально созданные для изучения дидактических и педагогических идей М. Монтессори. Помимо этого, во многих государствах мира открыты и успешно функционируют школы, где по данной методике обучают миллионы детей.

На сегодняшний день эта система раннего развития ребенка является одной из самых распространенных. Она охватывает возрастные периоды от 0 до 3 лет, а также от 3 до 6.

Методика познавательного развития детей основана на наблюдении за малышом, находящимся в естественных условиях, с одновременным принятием его таким, какой он есть. Основным принципом Монтессори-педагогики является направление ребенка к саморазвитию, самообучению и самовоспитанию. Девизом данного метода является фраза «Помоги мне сделать это самому».

Сама М. Монтессори указывала на то, что ее педагогическая система предусматривает развитие малыша в заранее подготовленной дидактической среде. Автор данной теории и методики развития детей считала, что все дети обладают потребностью к освоению и познанию мира вокруг себя. А для того чтобы ребенок образовывался и обучался самостоятельно, его не нужно поощрять или наказывать. Взрослым необходимо лишь вовремя создать для него необходимые условия, «подкидывая уголек в топку ума».

Согласно методике развития детей и теории Монтессори, раннее обучение предполагает собой следующее:

  • создание развивающей среды;
  • выполнение вместе с детьми нескольких простых и четких правил;
  • отсутствие вмешательства взрослого в процесс без просьбы и необходимости, а лишь его наблюдение за детьми.

На перечисленных выше пунктах и основана педагогика Монтессори. Взрослые должны установить определенный порядок, в рамках которого и будет развиваться ребенок. Но делать он это будет в своем темпе и ритме, исходя из индивидуальных потребностей.

Для того чтобы до конца понять систему Монтессори, необходимо представить себе детский сад. В обычном дошкольном учреждении воспитатель сам предложит малышу, рассматривающему игрушки, взять в руки ту или иную из них. Ребенок при этом лишается проблемы выбора. Педагоги, работающие по системе Монтессори, поступают иначе. Они ждут того момента, когда ребенок сам выбирает для себя, чем он будет заниматься. В этом случае учителя могут только показать ребенку, что ему делать с тем или иным предметом и как пользоваться пособием или игрой. От взрослого требуется лишь поддержать интерес малыша, вмешиваясь в процесс только по просьбе воспитанника. Таким образом, педагог только объясняет и показывает. Это и позволяет малышу обучаться самому, познавая мир в собственном темпе.

Судя по отзывам педагогов, применение данной методики возможно только в том случае, когда вокруг ребенка будет создана необходимая развивающая среда, попадая в которую, он сможет получать знания самостоятельно.

Методика Н. Зайцева

Ранним развитием детей этот педагог занимался еще в начале 20-го века. Он создал одну из самых эффективных методик развития детей дошкольного возраста, позволяющую ребенку за короткое время обучиться чтению при использовании специальных кубиков. В чем же секрет подобного способа? Методика Зайцева предусматривает обучение детей чтению не по буквам и слогам, а по складам.

Созданные автором кубики различаются не только по размеру и цвету, но и по раздающемуся внутри их звону. Это позволяет малышу отличить согласные и гласные, а также звонкие и мягкие. Каждая из граней кубика содержит один из складов. Это позволяет ребенку запоминать только их, а не отдельные буквы. После этого малышу становится несложно сложить из этих складов слова. По утверждению Зайцева, такое чтение дается ребенку гораздо проще, нежели изучение вначале букв, а затем слогов. Ведь дети при развитии речи начинают говорить именно складами, и так же произносят отдельные слова.

Методика Зайцева основывается на следующих принципах:

  • от общего к частному и, наоборот, от частного к общему;
  • от образного и конкретного через действенное и наглядное к логически-словесному;
  • системная подача необходимого материала;
  • обеспечение наглядности с использованием разнообразных каналов восприятия;
  • использование алгоритма в учебных действиях;
  • охрана здоровья детей;
  • учет физиологии при восприятии учебной информации.

Методика Зайцева предназначена для всех возрастов. Начинать обучать по данной системе малыша можно в год, в два или в пять лет. Однако в этом случае результат от ее применения будет различен. Так, для малышей от 1 года она может послужить одной из методик речевого развития детей. Родители говорят о том, что ребенок в этом случае быстрее начинает говорить, одновременно осваивая азы чтения. В этом возрасте с малышом рекомендуется играть в простые игры, предлагая находить маленький или большой кубик, раскладывая их затем по звукам и цветам.

При использовании данной методики развития у детей 3 лет можно научить малышей читать уже благодаря нескольким урокам. Занятия при этом можно смоделировать самому, ориентируясь на проявлении интереса ребенком. Ведь иногда, судя по отзывам родителей, дети начинают просто играть с кубиками, не используя их по назначению.

Методика Г. Домана

При данном способе развития детей педагогу предлагается гармонично сочетать во время занятий физическую и интеллектуальную нагрузку. При использовании данной системы применяются карточки Домана, на которых крупными буквами написаны слова. И в этом заключается ее отличие от способа обучения Зайцева, где на гранях кубиков написаны отдельные склады.

Используется данная методика и для математического развития детей дошкольного возраста. В этом случае на карточках Домана отображены не цифры, а множества и красные точки.

По мнению автора методики, обучением и образованием детей необходимо заниматься после достижения ими 6-7-летнего возраста. Но вот познание маленьким человеком должно начинаться уже с момента его рождения. В связи с этим система Домана может быть использована в качестве методики развития детей до года. Автор рекомендует родителям показывать созданные им карточки малышам, начиная с момента их рождения.

Помимо этого, в своей методике Доман придает немаловажное значение физическому развитию ребенка, ведь активное движение и выполнение несложных гимнастических упражнений позволяют добиться максимального успеха.

Судя по отзывам педагогов и родителей, использование карточек Домана обладает следующими плюсами:

  • дети начинают запоминать больший объем информации;
  • с помощью карточек происходит тренировка зрительной памяти, а выполнение физических упражнений позволяет малышам укреплять здоровье и находиться в хорошей спортивной форме;
  • занятия с использованием методики Домана позволяют родителям проводить со своим чадом большее количество времени, что, в свою очередь, позволяет малышу активнее развиваться и получать навыки общения.

Несмотря на большое количество положительных отзывов, у данной методики имеются и свои отрицательные стороны. Так, судя по отзывам педагогов и родителей, ребенок, обучающийся чтению, запоминает все слово целиком, а не отдельные буквы. Помимо этого порой детки, занимающиеся по данной системе, вырастают «ходячими энциклопедиями», но при этом не способны использовать имеющийся у них багаж знаний в нужном направлении.

Вальдорфская методика

Подобная система считается педагогикой равных возможностей. В ее основе находится антропософия. Это довольно сложное философское направление, в котором упор делается на развитии не интеллектуальных способностей, а практических и эстетических навыков, а также познаний об окружающем мире.

Авторы подобной системы убеждены в том, что дети должны как можно чаще и дольше находиться в своем сказочно-образном мире. Это позволит развить у малыша его творческий потенциал. Обучаться письму и чтению ребенок должен быть готов эмоционально. А произойдет это, по мнению авторов Вальдорфской методики, после смены всех молочных зубов на коренные. Это возраст примерно 12 лет. До этого момента авторы методики предлагают развивать у ребенка только творческие способности и делать акцент на его духовном и физическом воспитании. Все занятия в этом случае должны быть направлены только на развитие личности. Педагог же при этом не должен принуждать детей к чему-либо. Обучение по Вальдорфской методике проводят в мини-группах, в которые входят дети разного возраста. Любой из воспитанников имеет право отказаться выполнять предложенные учителем задания, и за это его никто не накажет.

Судя по отзывам родителей и педагогов, это одна из самых эффективных методик развития и воспитания детей, имеющих гуманитарный склад ума. Ведь в этом случае у ребенка происходит активное развитие творческого мышления, которому в большинстве систем уделяется намного меньше внимания.

При применении рассматриваемой методики оценки педагогом не выставляются. Это позволяет ребенку не бояться допустить ошибку и делает все обучение достаточно гармоничным. Из положительных сторон методики родители отмечают также и большое разнообразие применяемых игровых форм и игрушек, выполненных только из натуральных материалов.

Не стоит применять эту методику для математического развития детей. Малышам с таким складом ума она будет неинтересна. Среди отрицательных моментов такой методики можно выделить также и позднее обучение детей письму и чтению. Это не позволяет подготовить ребенка к школе.

Стоит отметить, что сторонники этой методики запрещают детям смотреть кино, телевизор и слушать радио. Они считают, что современные СМИ разрушительно воздействуют на еще не окрепшую психику ребенка.

Методика Никитиных

Данная система является неким набором спортивных и развивающих задач, которые по мере обучения ребенка должны постепенно усложняться. Основным принципом методики Никитиных является предоставление детям свободы творчества. Занятия проводятся столько, сколько этого хотят ученики. При этом система Никитиных считается одной из лучших методик физического воспитания и развития ребенка, ведь при проведении занятий спорт гармонично сочетается с другими видами деятельности. Задачей взрослых при этом считается помощь детям в их развитии. Родители и педагоги не должны давить на малыша, чтобы он оправдал их надежды, а также подсказывать ему оптимальное решение задачи. Что же делать, если малыш не может самостоятельно справиться с заданием? В этом случае Никитины предлагают отложить его выполнение до тех пор, пока ребенок не подрастет.

У детей должен быть самостоятельный интерес ко всему. Они должны с удовольствием заниматься спортом, принимать пищу и т. д. Родители же при этом играют роль старших товарищей, которые помогают удовлетворять интересы своего чада.

Система Никитиных считается методикой физического развития детей. В ней огромное внимание уделяется спорту. Авторы предлагают родителям закаливать свое чадо уже с самого рождения и проводить с ним ежедневную зарядку. Причем это является обязательным условием данной методики. Родителям понадобится оборудовать в доме место, где их малыш всегда сможет заниматься спортом, начиная считать физическую активность частью своей жизни.

Методика Никитиных рассчитана на домашнее обучение детей. Родители отмечают, что освоить ее не сложно. Еще одним плюсом данной системы является акцент одновременно на физическое и умственное развитие детей, а также обучение малышей рационально организовывать свое время.

Тем не менее педагоги отмечают, что методика Никитиных не рассчитана на индивидуальный подход к каждому ребенку. При этом довольно мало времени уделяет данная методика развитию речи детей и их творческого потенциала.

Буквограмма

На методику развития речи детей родители также нередко обращают внимание. Ведь все папы и мамы стремятся к тому, чтобы у их чада речевой аппарат развивался правильно. Настоящим помощником для таких родителей станет «Буквограмма». Это программа, разработанная С. Шишковой. Ее автор является кандидатом психологических наук.

При создании своей теории и методики развития речи у детей С. Шишкова использовала принципы дефектологии, логопедии и нейропсихологии. Рассчитана ее система на детей дошкольного возраста, неусидчивых и слабо концентрирующихся на материале, а также на подростков. Основной целью использования этой методики является активизация внимания и памяти ребенка с одновременной корректировкой всех видов речи. Подобные задачи решаются при проведении включенных в программу увлекательных занятий. При этом проведение умственной работы чередуется с выполнением физических упражнений и тренировкой дыхания. Программа Шишковой состоит из двадцати занятий, выполнять которые необходимо регулярно.

Судя по отзывам родителей, подобная методика является довольно эффективной. Она позволяет за короткие сроки развить у ребенка речь, память и внимание.

Методика Ховарда

Подобная система носит еще и второе название – «Английский – мой второй язык». При проведении занятий по данной методике родители или педагог разговаривают с ребенком только на английском. При этом никаких оценок маленькому ученику не выставляется.

В системе Ховарда большое внимание уделяется становлению характера малыша. Особенно поощряется при этом его самостоятельная работа. Ребенок должен полностью усвоить материал. Только после этого он начнет осваивать новые знания.

Музыка интеллекта

Автором этой развивающей методики является Алиса Самбурская. Она убеждена в том, что музыка способствует не только духовному, но и физическому развитию ребенка. При этом ее звуки регулируют тонус мышц и кровяное давление, стимулируют память и процессы восприятия, активизируют творческое мышление и т. д.

Занятия по этой методике могут проводиться со всеми детьми, вне зависимости от их способностей. Заключаются они в том, что обучение сопровождается специально подобранной для них музыкой.

Метод Дьеныша

Данная методика предполагает развитие у ребенка логического мышления. При проведении занятий с ее применением у малышей формируются математические навыки, аналитические способности и развивается комбинаторика.

Представленный перечень методик раннего развития является далеко не исчерпывающим. Их существует довольно большое количество. Какую из них выбрать для обучения своего малыша, родители должны решить сами.

Источник: fb.ru