В рамках проекта «Дети Mail.Ru» в 2017 году был проведен опрос родителей школьников на тему травли. У 55% опрошенных дети сталкиваются с системными проявлениями агрессии в детских коллективах. Причем 18% указали, что это происходит регулярно. Эта проблема оказалась абсолютно незнакома только 19% из 10 тысяч участников опроса.

Студенты лаборатории образовательной журналистики Высшей школы экономики в том же, 2017 году исследовали проблему изнутри, опросив более 1200 учеников 7–11-х классов из Москвы и Подмосковья.

Почти 70% детей приходилось наблюдать травлю. У 60% жертвой был один из их знакомых. 12% заявили, что сами участвовали в травле. И это явно заниженная цифра: мало кто (пусть и анонимно) готов признаться, что он выступал агрессором по отношению к другому человеку.

Не жалуется – значит, все в порядке

Многие родители живут по принципу: «не жалуется – значит, все в порядке», поэтому о проблемах в школе, как правило, узнают последними. Из этого следует, что интересоваться жизнью ребенка стоит не от случая к случаю, а постоянно: спрашивать, как прошел день, что порадовало, а что огорчило. И спрашивать тактично, потому что дети не хотят делиться со взрослыми своими проблемами еще и потому, что часто слышат от них:

  • «Учи уроки лучше, и над тобой не будут смеяться»;

  • «Очень хорошо, что ты сидишь один: никто не будет отвлекать»;

  • «Не взяли в команду, потому что подготовился хуже всех».

Есть мнение, что школьник сам должен учиться выстраивать отношения в коллективе. Это так, если отношения в классе здоровые, без затяжных конфликтов, и тогда ваше участие обозначится лишь в советах и подсказках. Но если вы чувствуете, что ребенок неохотно говорит о школе и переживает, то необходим серьезный разговор, а потом и личное участие. Ни в коем случае не игнорируйте жалобы, не делайте вид, что ничего не происходит. Поощряйте ребенка к разговору, при необходимости — начните разговор первым.

Источник: ya-roditel.ru