Зачем многие мамы пытаются приучить ребенка есть ложкой с самых малых лет? Гораздо удобнее покормить ребенка самому. Кухня останется чистой, не нужно тратить силы на уборку. А ребенок съест еду быстро и без лишних хлопот. Может быть, не стоит начинать так рано приучать ребенка есть самостоятельно? Какой в этом смысл?

Развитие ребенка

На самом деле чем раньше, тем лучше. Потому что самая обычная чайная или столовая ложка является отличным приспособлением для развития ребенка. Все дело в мелкой моторике и ее влиянии на мозг ребенка. Манипуляции с ложкой способствуют развитию мышления и речи ребенка, а также укрепляют кисть малыша.

Итак, овладение столовыми приборами способствует общему развитию. Только представьте, сколько мозговых операций ребенку необходимо провести, чтобы правильно взять ложку, захватить ею еду и, правильно наклонив орудие действия, попасть им прямо в ротик, при всем при этом не уронив пищу. Это действительно очень сложная задача для малыша. Малыш учится координировать свои движения, и здесь ему понадобится помощь взрослых.

Благоприятный возраст для знакомства с ложкой

Мы уже выяснили, что самые простые манипуляции с ложкой благотворно влияют на развитие ребенка. Теперь определимся, когда и как научить ребенка правильно держать ложку и нужно ли, чтобы это было «правильно» с самого начала.

Чтобы весь процесс обучения прошел как можно легче, важно попасть в «окно» его интересов. Т. е. когда он будет открыт для обучения, когда ему станет это действительно интересно.

Чаще всего это «окошко» открывается в районе 1.2 года – 1.4 года. В этот период малыш может начать вырывать ложку из ваших рук и пытаться ею манипулировать самостоятельно. Если это происходит, то ребенка пора учить есть ложкой. В противном случае малыш быстро охладеет к этому занятию, и научить его есть самому станет гораздо сложнее.

Благоприятный период

Период с года до двух – самый оптимальный, когда нужно показать ребенку, как правильно держать ложку и вилку. Нужно учить ребенка пользоваться столовыми приборами по назначению. Учить, как правильно есть кашу, как накалывать кусочки овощей и мяса на вилку. Учить, как правильно держать ложку, когда ешь суп. Важно в этот период показать малышу, как пользоваться чашкой, и отказаться от детских бутылочек и поильников совсем.

На втором году жизни ребенок с огромным удовольствием пробует что-то новое и стремится научиться делать все самостоятельно. Это период нельзя упускать и нужно использовать по максимуму для того, чтобы научить ребенка, как правильно держать ложку. Как пить из чашки. Как пользоваться салфетками. Как мыть руки перед едой и после.

А можно научить всему этому в три года?

Можно, конечно, учить пользоваться столовыми приборами и после трех. Но, как говорил Масару Ибука: «После трех уже поздно». Не в прямом смысле, конечно. Точнее даже будет сказать: «После трех уже трудно».

После трех лет научить ребенка всему этому будет действительно гораздо сложнее. Потому что малышу будут непонятны такие резкие перемены. Кормили его с ложечки целых три года, а тут взяли и решили приучить к самостоятельности. С какой это стати? Малышу это, скорее всего, придется не по нраву, и процесс научения будет проходить в разы тяжелее.

Поберегите свои нервы и нервы вашего малыша, начните обучать его всему этому раньше.

Ребенок держит ложку не так

На первых порах своей «столовой самостоятельности» малыш держит ложку и вилку не так, как это делают родители. Как научить правильно держать ложку? Для начала нужно разобраться, как это «правильно» и как «неправильно».

С одного года до двух лет правильным захватом ложки считается захват ее кулачком. Но ребенок должен держать ее за среднюю часть ручки и обхватывать при этом четырьмя пальцами сверху и одним, большим пальчиком, снизу. Такой захват будет считаться правильным до двух лет.

При неправильном захвате ложки ребенок просто не сможет положить пищу в ротик. В таком случае он ее как бы ссасывает. Попробуйте научить ребенка с помощью маленькой кофейной ложки есть правильно, показывая, как правильно держать ложку для кофе. Постепенно предлагайте малышу ложку побольше и в случае неправильного захвата снова поправляйте ручку малыша.

Правила приучения к самостоятельному пользованию столовыми приборами

Самое важно правило: научите ребенка вначале есть с ложки твердую пищу (кашу, овощи, мясо) и только потом приучайте к пище вроде супа, окрошки.

Малыш не в состоянии сразу будет научиться удерживать в ложке жидкую пищу, не разлив ее по пути к ротику.

Твердую пищу ребенок может пытаться есть сам уже в год, а к полутора годам он станет справляться с этим делом виртуозно. А вот к самостоятельному потреблению супа приучать стоит только после 1.5 лет.

Итак, запоминаем. Самостоятельное пользование столовыми приборами начинаем с употребления твердых блюд.

Правило образца для подражания

Каждый ребенок любит копировать своих родителей. Поэтому во время обеда старайтесь брать малыша с собой и сажать так, чтобы ему было видно каждого члена семьи. Ребенок будет рассматривать ваши манипуляции с ложкой, вилкой, кружкой и рано или поздно захочет это все повторить. Все, что вам будет нужно, это не упустить момент и подхватить инициативу малыша.

Также совместная трапеза будет полезна для того, чтобы ребенок быстрее научился повторять ваши движения, которые вы проделываете с ложкой в руках.

Вначале ребенок не сможет повторить это движение верно, а будет только пытаться. Для того чтобы научить ребенка правильно проделывать путь ложкой, нужно использовать метод «рука в руке». Т. е. вы берете руку малыша в свою руку и проделываете нужный рисунок с ложкой. Нужно вести ручку малыша бережно и ласково, но настойчиво.

Повторяйте это упражнения около пяти раз в каждый прием пищи – и результат не заставит себя долго ждать.

Усложнение заданий

Задания на подготовку к самостоятельному пользованию столовыми приборами нужно усложнять. Но делать это нужно постепенно, не спеша:

  • Вначале ребенок учится сам делать только самое основное – съесть с ложки еду и вынуть ее из ротика. Все это делается с помощью метода «рука в руке». Где в конце манипуляции взрослый убирает свою руку и дает малышу закончить начатое ими дело (съесть пищу). При всем при этом важно постоянно хвалить малыша, подбадривая, что у него все получится и уже неплохо получается.
  • Затем взрослому нужно постепенно убрать свою руку. Делается это где-то посреди пути ложки ко рту малыша. Т. е. родитель задает направление для ложки, ребенок его подхватывает и полдела делает самостоятельно.
  • Затем нужно еще больше дать возможности малышу для самостоятельности. Мы помогаем ребенку с помощью того же метода захватить еду ложкой, а остальную процедуру по донесению еды в рот ребенок проделывает сам.
  • Следующий шаг – самый ключевой по научению самостоятельному пользованию ложкой. Ребенок должен сам захватить еду из тарелки, сам донести ее до рта и съесть. Но мы все еще рядом и всегда готовы прийти на помощь и помочь малышу, легонько придерживая его руку своей рукой.

Правила этикета за столом

После того как вы научите своего малыша, как правильно пользоваться столовыми приборами и есть самостоятельно, можно начинать учить его правилам этикета за столом.

Нужно объяснить ему, чего делать нельзя и что можно:

  • Нельзя чавкать за столом.
  • После окончания трапезы нужно класть ложку и вилку на тарелку.
  • Нельзя играть, паясничать, кривляться за столом.
  • Нельзя разговаривать, пока во рту еда.
  • Нельзя тянуться за хлебом через весь стол, нужно попросить того, кто к нему ближе, подать его.
  • После любой трапезы нужно говорить «спасибо» хозяйке.

Попробуйте выучить правила с помощью обычных детских поговорок:

  • Когда я ем, я глух и нем.
  • Когда я кушаю, я никого не слушаю и т. д.

Около пяти лет можно начать приучать ребенка пользоваться ножом. Это правило необязательно. Но ребенок, умеющий пользоваться приборами, как взрослый, вызывает восторг на публике.

Приятно будет и малышу, и родителям.

Источник: fb.ru