Сегодня растет популярность различных развивающих центров, где с детьми занимаются педагоги, формируя разносторонне развитую личность. И родители стараются по мере сил и возможностей водить ребенка на такие занятия. Кто-то ограничивается последним годом перед школой, другие начинают посещать группы начиная с 1 года. И одной из самых популярных на сегодняшний день является методика Монтессори для детей. Сегодня о ней и пойдет речь.

Раннее развитие

Этот термин сегодня становится все популярней, при этом мало кто до конца понимает, что за ним стоит. Большинство молодых родителей уяснили, что для ребенка очень важно и нужно ходить в развивающие центры, причем чем раньше это начать, тем лучше. И постоянно на слуху развитие детей по методике Монтессори. Соответственно, выбор центра тоже будет очевиден.

Конечно, есть и противоположное мнение. Одни из оппонентов заявляют, что до 3 лет все, что нужно малышу, — это его мама. Сложно не признать их правоту. Другие и вовсе говорят, что разрабатывалась методика Монтессори для детей с отклонениями в развитии, а потому совершенно не подходит для обычных. И в том и в другом случае есть доля правды. Вовсе не обязательно каждому родителю водить своего малыша в Монтессори-кабинет, он и без этого может гармонично развиваться. Но часть техники и инструментов можно перенять и для домашнего использования.

История методики

Чтобы хорошо понимать, о чем идет речь, давайте пойдем от самых истоков. Мария Монтессори — это известный педагог. Она была дипломированным врачом-женщиной. Это и позволило ей с успехом работать с особенными детками.

Достижения психологов, педагогов и врачей тех лет были не слишком впечатляющими. Детей с отставанием в развитии просто изолировали от остальных, отдавая в специальные интернаты. Мария, поработав педагогом, изобрела собственную методику для детей. Монтессори хорошо понимала важность работы со всеми органами чувств, что и легло в основу ее метода. Результаты были просто ошеломляющими. Воспитанники не просто догнали своих здоровых сверстников, они сдавали экзамены вместе с обычными выпускниками начальной школы и во многом опережали их. И тогда системой всерьез заинтересовались в научных кругах. Но автору методики не давала покоя мысль о том, что можно заниматься и с обычными детьми, развивая их еще больше. Через несколько лет она начала работать со здоровыми ребятами. Это тоже стало вкладом в педагогическую практику.

Суть и принципы

Занятия с детьми по методике Монтессори должно проходит максимально естественно. Не нужно насильно пытаться вложить в малыша знания. Он впитает в себя то, что ему под силу сегодня. А до чего еще не дорос — освоит завтра. Ваша задача — обеспечить благоприятные условия. А значит, создать безопасную среду, насыщенную различными предметами-стимулами, которыми ребенок может беспрепятственно пользоваться.

То есть педагог должен хорошо понимать, что ребенок — это целостная личность, которая способна к саморазвитию. Основная сложность здесь заключается в том, что развитие у него протекает не так, как у взрослого. А поскольку мы уже забываем себя в детстве, то порой не может понять и правильно оценить его потребности. Задача педагога — не давать готовые решения, и это самое сложное из того, что нужно сделать. Для этого и был разработан специальный материал. Он позволяет ребенку самому изучить материал урока, а также найти ошибки и исправить их. Это одновременно повышает и ответственность, и самостоятельность.

Окружающая среда

Занятия с детьми по методике Монтессори проводятся в специально оборудованном пространстве. Его так и называют — комната Монтессори. Классически она разделяется на 5 зон, каждая из которых ответственна за формирования определенных навыков. При этом нет четкой схемы, чем и когда должен заниматься ребенок. Конечно, даже если дать годовалому ребенку пять алфавитов, он еще не в состоянии самостоятельно научиться читать. Но никто не помешает ему посетить эту зону, потрогать шершавые буквы.

Итак, автор методики выделяет 5 зон:

  • Зона практической жизни. Здесь ребенок получает бесценные навыки самообслуживания. В зависимости от особенностей центра она может быть оборудована кухней, на которой ребята пекут печенье и варят суп. Они сами накрывают на стол и убирают посуду. Здесь есть таз, чтобы постирать платочки, и веревка, на которой развешивают их на просушку. Обязательно приготовлен набор из щетки и совочка.
  • Зона сенсорного развития. Это наши слух и зрение, осязание и обоняние. Здесь располагаются игрушки-стимулы, которые способствуют развитию органов чувств.
  • Зона языковая.
  • Зона космическая.
  • Раздел естественных и точных наук.

Все пособия выполняются из натуральных материалов. Чаще всего это дерево и глина.

Сенситивные периоды

Методика развития детей Монтессори построена на принципах естественного развития. Как уже говорилось выше, ребенок приобретает те навыки, для которых подготовлена база. Еще Л. С. Выготский в своих трудах говорил о том, что существует зона актуального развития и сенситивный период для определенных навыков. То есть именно сейчас ребенок максимально готов освоить тот или иной урок.

Самая важная работа по развитию личности приходится на возраст от рождения и до школы. При этом многие родители считают, что не нужно ничего специально делать. Все выросли, и их малыш вырастет. Кто-то искренне считает, что этим должны заниматься в саду и школе. Но не стоит забывать, что это только ваш ребенок, и больше никому не интересно, станет ли он успешным в этой жизни. Конечно, все родители сильно заняты на работе. Но вам и не потребуется много времени. Можно заниматься каждый день по 10-15 минут, и этого будет более чем достаточно.

Эти сроки не являются окончательными, они усредненные. У некоторых детей это может произойти чуть раньше или позже. Это не говорит о гениальности или, наоборот, об отставании в развитии. Это просто особенности конкретного ребенка, не больше и не меньше.

Как развитие происходит на практике

Методика раннего развития ребенка по Монтессори — это следование за ним, активная помощь и поддержка. Но ведущим является сам малыш. Смотрите сами. У ребенка начинается активное сенсорное развитие. Именно для этого в комнате и нужны различные пособия. Заинтересовался мелкими предметами? Отлично, это необходимо для созревания участков коры головного мозга, которые отвечают за моторику и речь. Пусть пересыпает гречку и рис, переливает воду, рисует пальчиками по песку и складывает бусинки.

Появление в России

Воспитание ребенка по методике Монтессори начали практиковать и в других странах. Ими восхищались, ведь дети, которые были воспитаны по данной системе, отличались самостоятельностью и ответственностью. Они умели принимать решения, что является важным навыком для любого ребенка.

Обучение детей по методике Монтессори также и критиковали. Как и у всех остальных методик, у нее есть свои недостатки. Основные претензии педагогов, которые начали использовать ее на практике, — это недооценка ролевых игр в развитии малышей и недостаток эстетического развития. Противники также считают, что если ребенку дать возможность самому выбирать, что ему интересно, а что нет, то в школе у него могут возникнуть большие проблемы. Ведь программа едина для всех, и никто ее не будет корректировать.

В России, а точнее, в СССР, данная методика появилась в 1913 году. Она не стала ведущей, то есть не была принята на вооружение системы образования. Хотя некоторые элементы были освоены и успешно внедрены. При оформлении игрового зала его тоже разбивают на зоны, каждая из которых содержит определенные игрушки и стимульный материал. Новая волна интереса к методике возникла уже в 90-х годах и с тех пор не спадает.

Три кита — три составляющие успеха

Методика развития детей Монтессори строится на трех важнейших составляющих:

  • Сенситивность. До 6 лет ребенок проходит важнейшие этапы в своем развитии. И очень важно, чтобы он на каждой из этих стадий получил необходимые навыки. Это настолько серьезно сказывается на дальнейшей жизни, что упускать время является настоящим преступлением против крохи. И чаще всего второй возможности уже не будет. Поэтому педагоги и психологи твердят, что после 5-6 лет личность уже сформирована, и ее дальнейший успех или неуспех предопределен.
  • Чтобы развитие было правильным, важна окружающая среда. Это вторая составляющая данного метода. Все вокруг должно соответствовать физическим возможностям ребенка на каждом этапе его развития. Только в подготовленной среде малыш сможет научиться всему необходимому и стать независимым.
  • Третье звено — это педагог. Важная особенность метода заключается в том, что педагог ведет малыша к знанию, а потом устраняется и наблюдает. Главное правило — «помоги мне это сделать самому».

Важнейшие заповеди для педагога

Методика развития детей раннего возраста Монтессори — это огромная работа для взрослых, которые постоянно находятся рядом с малышом. Просто привести его раз в неделю на занятие будет недостаточно, нужно придерживаться принципов каждый день. Это и есть путь к успеху. И первое, что нужно запомнить: детей учит то, что их окружает.

  • Если малыша критикуют — он начинает осуждать весь мир.
  • Хвалите ребенка за его достижения, за то, что сейчас он сделал хорошо. Так он учится оценивать.
  • Враждебности в отношениях с малышом не должно быть, это учит его драться.
  • Если родители честны с ребенком, он растет справедливым.
  • Высмеивая кроху, вы учите его быть робким.
  • Живя с ощущением безопасности, малыш учится доверять.
  • Нельзя стыдить ребенка даже за серьезные провинности. В противном случае он будет расти с чувством вины.
  • Одобряйте его действия, и он будет хорошо к себе относиться.
  • Будьте снисходительны — это научит его быть терпеливым.
  • Подбадривайте малыша каждый день, по любому поводу. Это придаст ему уверенность в себе.
  • Ребенок должен расти в атмосфере дружбы и любви и чувствовать себя нужным.
  • Создаем условия дома

    Усвоив суть методики Монтессори для детей, вы можете сделать выбор, насколько она подходит именно вам. И конечно, каждый родитель задумается, сколько стоит минимальный набор развивающих материалов. На самом деле можно обойтись и тем, что есть у вас дома.

    Крохе окружающий его мир кажется огромным. Он словно попал в страну великанов, где для него не приспособлены ни столы, ни стулья, ни кровати. Любой будет чувствовать себя беспомощным. И ваша задача — упростить его знакомство с миром. Для этого необходимо оборудовать несколько зон (это могут сделать и мама с папой):

    • Приучаемся к самостоятельности. Для этого должна быть зона повседневной жизни. Здесь должно быть все необходимое, то есть умывальник и полотенце, зубная паста и щетка, таз для стирки и вешалка для вещей.
    • Зона языкового развития. Здесь могут быть собраны яркие книги, кубики с буквами, а также цифры, вырезанные из плотного картона.
    • Зона творчества. Здесь ребенка будут ждать краски и пластилин, музыкальные инструменты, карандаши и бумага.
    • Зона естествознания. Сюда нужно поместить все, что расскажет малышу об окружающем мире. То есть фигуры, картинки, изображающие животных и растений.
    • Зона сенсорного развития. Разные по форме, цвету и текстуре предметы. То есть кубики и цилиндры, вата и железо, различные ткани.
    • Зона активности. То есть любой спортивный уголок для детей.

    Методика Марии Монтессори может применяться не только в специализированных центрах. Даже в обычной небольшой квартире можно с успехом разложить игрушки в определенном порядке и тем самым выделить игровые зоны.

    Один день по Монтессори

    Вы считаете, что это еще одна оторванная от жизни методика? Нет, это и есть сама жизнь. Обучение детей по методике Монтессори происходит каждый день, непосредственно при решении ежедневных задач. Вспомните, как часто мы говорим ребенку, что он еще маленький, и не позволяем ему делать то, что он так хочет попробовать. А ведь задача любого родителя состоит в том, чтобы научить ребенка справляться с поставленными задачами самостоятельно.

    Вот как, например, можно организовать день:

    • Утром все просыпаются, а значит, пора переодеваться. Конечно, взрослому это сделать несложно, он откроет большой шкаф и достанет вещи. А для ребенка нужно сложить комплект на стульчик или специальную полочку.
    • Утренние процедуры. У ребенка в ванной комнате должен стоять горшок и висеть низкая полочка с зубной пастой и щеткой, с мылом и зеркальцем.
    • Готовить завтрак тоже лучше всего всей семьей. Кроха может насыпать крупу в кастрюлю, заливать ее молоком. И конечно, он должен потом убрать свое место после завтрака.
    • После еды можно и поиграть. Дайте ему возможность самому выбрать, в какой из зон сегодня лежит сфера его интересов. Но одним из самых важных принципов остается «поиграл — убери за собой». Очень важно, чтобы в игре дети овладевали житейскими навыками. Лепите из пластилина овощи и фрукты, пусть малыш учится резать их пластиковым ножиком.
    • Приближается обед — зовем ребенка с собой на кухню. Пусть достанет овощи из холодильника и поможет их помыть. Можно поручить протереть тарелки или выполнить еще какие-нибудь поручения.
    • Собираемся на прогулку. Не забывайте о том, что ребенок должен иметь возможность сам снять с вешалки свои вещи. А после возвращения домой обязательно нужно развешать их на свои места.
    • Игры после прогулки — важный момент. Ведь полученный опыт выражается в игре.
    • Отход ко сну. Заблаговременно объявите об этом ребенку. Ему нужно убрать за собой игрушки, разложить все на свои места, расстелить постель.
    • На ночь оставьте гореть небольшой светильник. Это позволит ребенку без страха вставать в туалет, когда это будет нужно.

    Как видите, нет ничего сложного. В детских центрах методика Монтессори детям подается в привлекательной форме, «блестящей упаковке». Но для ее реализации вовсе не нужны сотни специальных игрушек. Требуется лишь ваше желание помочь ребенку освоить все необходимые навыки самостоятельно.

    С рождения до года

    Обычно в развивающие центры приглашаются дети от года, а где-то и от двух лет. Неужели до этого возраста малыши не нуждаются в развитии? Или методика Монтессори для детей до 1 года не работает? Нет, она универсальна и использовать ее можно начиная с рождения. Принципы должен усвоить каждый родитель. Это залог того, что у ребенка будут все шансы вырасти счастливым.

    Дети обладают «впитывающим разумом». Ум растущего крохи — словно губка. Он поглощает все, что его окружает, и делает это с огромной жадностью. Значит, ему требуется давать пищу. А что происходит чаще всего? Если ребенок не кричит, его укладывают в кроватку, где он лежит и наблюдает белый потолок. То есть методика Монтессори для детей 1 года в первую очередь предполагает обеспечение крохи необходимыми стимулами: цветовыми, звуковыми, образными.

    Таким образом, жизнь дает малышу возможность стать таким, как окружающие его взрослые. Он не знает грамматических особенностей языка, но очень скоро станет способен не только понимать речь, но и говорить. Это касается и других сфер жизни. Данная методика естественно вписывается в обычную жизнь, делая ее более разнообразной и красочной, насыщенной возможностями для развития навыков.

    Советы психологов и педагогов

    Если с детьми постарше можно придумать варианты для игр и построения обучающего процесса, то с крохами до года на первый взгляд все обстоит сложнее. На самом деле развитие детей в 9 месяцев по методике Монтессори мало чем отличается от аналогичного процесса в более старшем возрасте. Просто нужно подбирать формы деятельности, которые сейчас доступны вашему ребенку.

    Движение на этом этапе развития и является самым важным аспектом. Нам кажется, что кроха еще ничего не умеет. Мы укутываем его в одеяло, надеваем тесную одежду и кладем в маленькую кроватку. То есть возможностей для спонтанных движений довольно мало. Давайте посмотрим, что можно сделать для того, чтобы исправить ситуацию:

    • Низкая кровать или просто матрас на полу. Это позволяет самостоятельно сползать с него после сна и исследовать мир без привязки ко взрослым.
    • Игровое пространство также обустраивают на полу. Для этого можно постелить коврик, с одного края которого установить зеркало, а по периметру разложить игрушки. Он будет приподниматься и рассматривать отражение. А скоро поймет, что это и есть он сам. Не мешайте ему, пусть он сам выбирает объекты для изучения.
    • Повесьте мобили для стимулирования движения. Вовсе не обязательно покупать дорогие. Достаточно самостоятельно сделать из ткани стрекозу или птичку, а затем прикрепить ее на прочный шнур. Подвесные погремушки, которые можно хватать или толкать, тоже очень радуют детей.
    • По периметру ковра нужно разложить яркие и интересные предметы, которые легко схватить рукой. Это еще один стимул начать движение.
    • Выбирайте одежду, которая не стесняет движений.
    • Избегайте оборудования, которое ограничивает деятельность. Малыш пристегнут в автокресле и в коляске во время движения. Прибавьте к этому манежи, ходунки, прыгунки и качели, которые позволяют совершать действия без собственных усилий, и вы поймете, что лишаете ребенка возможности тренироваться.
    • Когда ребенок начинает вставать, прикрепите к стене деревянный брусок. Это будет дополнительная опора. Можно купить тележку-ходунки, которая используется лишь для поддержания равновесия.

    Как видите, занятия по методике Монтессори для детей до года являются очень органичными и естественными. Просто помогайте малышу, следуйте за его потребностью в развитии, которая заложена в каждом. И этого будет достаточно, чтобы раскрыть внутренний потенциал. Наблюдайте, подсказывайте, но не мешайте и не ограничивайте свободу. Это лучшее, что вы можете сделать для своего малыша.

    Используемые материалы

    За это автора чаще всего и критикуют в отзывах. Методику Монтессори для детей многие считают инструментом для сбора денег с родителей. Но виноват в этом не сам автор, а современные реалии. Спрос рождает предложение, а маркетинг готовит заманчивую рекламу. И раз методикой заинтересовались, значит, в специализированных магазинах будет появляться все новый стимульный материал. Причем родителей будут убеждать, что он не только желателен, но и необходим.

    На самом деле большинство из развивающих игрушек можно сделать дома. И от этого они не станут хуже. Что можно сделать для отработки практических навыков:

    • Рамки с застежками. Это деревянные рамки, которые оснащены различными застежками. Это могут быть замки, шнуровки и липучки, крючки и пуговицы. Они учат конкретным навыкам, которые необходимы при раздевании и одевании. Кроме того, они необходимы для развития мелкой моторики.
    • Предметы для пересыпания и переливания. Отличный выбор для координации движения и развития внимания. А ведь это так просто: нужно дать крохе пару стаканов и доступ к воде или тазику с любой крупой.
    • Предметы для приготовления пищи. Необязательно давать крохе нож. Достаточно обойтись безопасным чистящим устройством для моркови и яблок.
    • Доска с замочками. Попросите папу прикрепить разные замочки, щеколды и прочие приспособления на небольшой отрезок ЛДСП или фанеры, после чего его следует повесить на стену.
    • Развивающий коврик. Вот где простор для фантазии! На одном полотне можно пришить и прикрепить различные элементы: шнуровки, бусины, погремушки, кармашки и т. д. Задействуйте разные материалы.

    Будьте доброжелательны с ребенком и не упрекайте его за допущенные промахи. Если он пролил сок и плохо вытер за собой, достаточно просто сказать: «Нужно убрать еще одно пятно — и будет идеально чисто». Методика Монтессори для детей от года очень вариативна и легко перекладывается на выполнение ежедневных задач.

    Пособия для сенсорного развития

    Благодаря этим предметам ребенок научится различать такие понятия, как больше и меньше, тонкий и толстый, длинный и короткий.

    Для этого в классическом варианте используется следующий материал:

    • Коричневая лестница — это 10 деревянных призм, каждая длиной 20 см. Боковые стороны — квадраты со стороной от 1 до 10 см.
    • Розовая башня. Она состоит из розовых деревянных кубиков с длиной ребра от 1 до 10 см.
    • Красные штанги. Это набор из десяти штанг, самая маленькая из которых равна в длину 10 см, а самая большая — 1 м.
    • Блоки цилиндров. Это четыре набора с девятью цилиндрами в каждом.
    • Цветные катушки. Первый блок состоит из катушек основных цветов, второй — из одиннадцати пар различных цветов, в третий включены по семь оттенков каждого.
    • Коврик. Методика Монтессори для детей 1-3 лет предполагает самостоятельную работу ребенка. А значит, нужно, чтобы ему было интересно. Для этого можно соорудить коврик, на котором будет много различных деталей. Их можно трогать, тянуть, расстегивать, то есть давать волю своему исследовательскому интересу. Кстати, сделать их можно и самостоятельно. Достаточно просто подготовить лоскутки тканей, различные крупы, кусочки шуршащей бумаги и другие материалы, которые можно пустить в дело.

    Пособия для развития речи

    Если вы не знаете, чем заняться сегодня, то можно подсмотреть идеи в книге «60 занятий с ребенком по методике Монтессори». Там описываются сами игры, а также методические пособия. Их легко сделать своими руками:

    • Шершавые буквы. Они могут быть выполнены из бархатной бумаги или самой мелкой наждачной, после чего приклеены на обычный картон. Малыш проводит пальчиком по буквам и готовится к письму. Такое упражнение позволяет узнать очертание каждой буквы через прикосновение.
    • Прописи. На фанере нужно сделать прорези, в каждую из которых устанавливается своя «каретка», подобная замочку на молнии. Ребенок проводит замочек по прорези от начала до конца.
    • Рамки-вкладыши.

    Методика раннего развития детей Марии Монтессори — это простор для творчества не только родителей, но и детей. Ведь все игрушки можно изготавливать из подручного материала вместе с ребенком.

    Плюсы методики

    Как и у всех остальных, у этой системы есть свои достоинства и недостатки. Это нужно учитывать при выборе будущих занятий с вашим малышом. В первую очередь рассмотрим ее сильные стороны. Методика воспитания детей Марии Монтессори хороша для групповых и индивидуальных занятий, потому что:

    • Она помогает ребенку самостоятельно обучаться и развиваться.
    • Здесь нет негативных оценок и действий, то есть наказаний и критики.
    • Малыш привыкает к порядку.
    • Занимающиеся по этой методике дети рано начинают читать и писать.
    • К каждому малышу можно подобрать индивидуальный подход, что очень важно в работе с детьми-инвалидами. Актуальность методики Монтессори в этом случае сложно переоценить. Детки, у которых ограничен тот или иной канал получения информации, очень уязвимы, а занятия, проводимые с ними по такой системе, позволяют исправить ситуацию.
    • Группы разбираются по интересам, а не по возрасту.
    • В группах не практикуются соревнования и сравнения с другими детьми.
    • Как, с чем и сколько работать, выбирает сам малыш.

    Минусы

    Казалось бы, все более чем радужно. Но у этой системы есть и свои недостатки. в первую очередь потому, что подойдет она не каждому ребенку.

    • Гиперактивного малыша будет очень сложно уговорить заняться чем-то из предложенного выше.
    • Методика не подходит под школьные стандарты. Привыкнув свободно перемещаться и подбирать себе задания по интересам, ребенок будет долго адаптироваться в школе.
    • Разновозрастные группы. Это можно воспринимать как минус, но он является скорее плюсом. Ребенок учится жить в обществе.
    • А вот отказ от сказок и стихов является большим минусом. Хотя сегодня педагоги-сторонники системы Монтессори понимают это упущение и самостоятельно дополняют уроки.
    • Группа живет в своем микромире, оторванном от реальности.

    Вместо заключения

    Несмотря ни на что, многие семьи отдают предпочтение методике Монтессори. Для детей 1-3 лет ее можно назвать самой лояльной из всех имеющихся. Кроме того, вы можете выбирать отдельные ее элементы и комбинировать с чем-то иным. Ведь ваш ребенок уникален, и никто, кроме вас, не знает, что требуется ему в данный момент. Главное — усвоить принцип: у ребенка есть все для развития, ему нужно только немного помочь, подтолкнуть, похвалить. И тогда у него все в этой жизни точно получится!

    Источник: fb.ru