Развитие ребенка всегда находится на самом первом месте для любящего и заботливого родителя. А когда ребенку всего 3–4 года, то родители всегда стараются использовать всевозможные развивающие игры для детей 4 лет. Ребенок в этом возрасте уже посещает детский сад. Поэтому развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников обеспечивает преемственность целей семьи и детского сада.

Значение развивающей деятельности

Любая деятельность ребенка чему-то учит или закрепляет имеющиеся навыки. Это же касается и познавательно-исследовательской деятельности во 2 младшей группе. В процессе ее осуществления ребенок удовлетворяет свое естественное любопытство и заинтересованность экспериментами с предметами окружающего мира и познанием их свойств.

Целью познавательно-исследовательской деятельности является формирование начальных представлений о материалах, которые могут использоваться для изготовления предметов. Дети узнают назначение предметов и учатся использовать их правильно.

Задачи данной деятельности малышей в возрасте 3-4 лет заключаются в следующем:

  • создать для ребенка проблемную игровую ситуацию, повлиять на его вхождение в нее (главная роль остается педагогу);
  • активизировать желание детей решать сложившуюся проблемную ситуацию и искать из нее новые выходы (педагог принимает в этом активное участие);
  • способствовать развитию более тщательного исследования предметов и объектов окружающего мира.

Наибольшее внимание привлекают свойства природных объектов, которые дети в процессе проведения опытов в познавательно-исследовательской деятельности «открывают» для себя самостоятельно. Дети в основном изучают свойства воды, песка, глины, бумаги, камней, растений и прочее.

Средства познания окружающего мира

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста основана на наблюдении. Ребенок с удовольствием наблюдает за опытами воспитателя в детском саду или родителей в домашних условиях. Они также могут быть заинтересованы в наблюдении за природой и ее явлениями, например, рост деревьев и кустарников, изучение листьев и плодов.

Также познавательно-исследовательская деятельность во 2 младшей группе связана с действиями и предметами. Для того чтобы изучить предмет, его назначение и свойства, ребенок выполняет с ним различные манипуляции.

Задействуя первостепенные средства познания окружающего мира, у ребенка развиваются все стороны личности, возникает интерес и желание узнавать окружающий мир. Ребенок начинает осознавать уникальность жизни даже в самых чудных ее проявлениях. Во время выполнения познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста воспитывается необходимость сохранять, уважать и оберегать природу.

Виды деятельности детей младшего возраста

Развивающие игры для детей 4 лет должны быть основаны на тех видах деятельности детей, с помощью которых они изучают и познают этот мир. Как известно, у детей в этом возрасте основным является наглядно-образное мышление. Поэтому принцип наглядности в данном случае просто необходим для обучения детей раннего возраста.

В процессе обучения целесообразно использовать тематические беседы с привлечением картинок, иллюстраций, вырезок, шаблонов. Это помогает формированию более полных образов в памяти ребенка.

Опыты также пользуются популярностью в обучении. Этот вид деятельности сочетает в себе и наглядность, и словесность, и практичность. Дети своими руками могут изучить свойства и признаки предметов. Во время осуществления опыта у ребенка происходит развитие всех психических процессов, в частности, мышления. Самые необходимые операции – анализ, синтез и сравнение – развиваются в таких условиях наилучшим образом.

Еще один вид деятельности детей, помогающий в освоении окружающего пространства – игра. Это самая простая и понятная ребенку форма получения знаний. В игре ненавязчивым образом малыш проигрывает ситуации, способствующие выяснению свойств и назначений предметов.

Все перечисленные виды деятельности помогают понять ребенку этот сложный мир.

Формы осуществления исследовательской деятельности

Осуществление познавательно-исследовательской деятельности происходит путем нескольких форм:

  • экспериментирование;
  • исследование;
  • коллекционирование;
  • проектирование.

В первые три года экспериментальное изучение мира является основным для малышей. Именно поэтому детям так нравится все испытывать и часто использовать не по назначению, чтобы узнать его возможности. Экспериментирование как метод отвечает всем необходимым требованиям и удовлетворяет ведущие формы мышления дошкольника.

Поэтапность детского эксперимента

  • Постановка задачи и цели исследования в виде проблемной ситуации.
  • Составление прогноза и возможного результата.
  • Проведение инструктажа по технике безопасности и уточнение правил безопасного проведения эксперимента.
  • Организационные моменты (разделение детей на подгруппы, выбор ответственного и исполняющего).
  • Проведение эксперимента (совместно с педагогом).
  • Оценка результатов исследования.
  • Фиксирование их в протоколе.
  • Написание выводов.
  • Организация исследовательской среды в группе

    Некоторые опыты проводят на улице и для их проведения не нужно дополнительных атрибутов. Например, для наблюдения за перелетными птицами или набуханием почек весной. Но есть и такие опыты, которые требуют дополнительных материалов для их осуществления. Именно для постоянного доступа и возможности проведения опыта при первой же необходимости в групповых комнатах создают мини-лаборатории, где хранятся необходимые атрибуты.

    Мини-лаборатории, в свою очередь, также поделены на определенные зоны. А именно:

    • зона постоянной выставки конечных результатов исследования;
    • место для хранения приборов;
    • живая зона для выращивания растений;
    • контейнеры для хранения природного и бросового материала;
    • зона проведения опытов;
    • место для неструктурированных материалов (вода, песок).

    Особенности организации эксперимента в младшей группе

    Поскольку возрастной контингент детей второй младшей группы колеблется в пределах 3-4 лет, то есть определенные особенности построения занятий.

    Дети такого возраста могут устанавливать самые простые причинно-следственные связи. И поэтому при возникновении вопроса «Почему?», они стараются ответить на него самостоятельно. Не все дети после многочисленных проб и ошибок прибегают к помощи взрослых. Это объясняется тем, что в этом возрасте у детей преобладает упрямость и самостоятельность. В этом моменте также приходится быть очень осторожным, ведь если ребенок неправильно даст ответ на вопрос «Почему?» и, следовательно, неверно установит причинно-следственные связи, то в его памяти могут закрепиться неправильные представления об окружающем мире.

    В младшем дошкольном возрасте познавательно-исследовательская деятельность основана на наблюдении за живой и неживой природой посредством опытов и экспериментов. Для детей эксперимент является подтверждением их понимания мира. Ведь без практического опыта все понятия в их голове остаются лишь сухими абстракциями.

    Экспериментирование – это один из способов ребенка увидеть картину мира, которая будет основана на его личных наблюдениях и опытах. Кроме информативности, экспериментирование подогревает интерес ребенка к исследованию.

    У этого метода есть очевидные преимущества:

    • реальность представлений об изучаемом объекте и о его взаимоотношениях со средой;
    • обогащение памяти и развитие всех мыслительных процессов ребенка;
    • развитие речи;
    • накопление умственных умений;
    • формирование самостоятельности ребенка, умения ставить цели и достигать их, искать решение проблемных ситуаций;
    • развитие эмоционально-волевой сферы ребенка, творческих способностей, трудовых навыков;
    • укрепление здоровья и повышение иммунитета за счет увеличения двигательной активности.

    В четырехлетнем возрасте опыты и эксперименты похожи на сюжетную игру. Это подразумевает активную практику ребенка. Педагог задает ему определенный сюжет, который подводит его к необходимым экспериментальным действиям для решения поставленной задачи. Также может предлагаться определенная роль, которая подразумевает экспериментирование ребенка в определенных условиях. Это применяется при коллективном эксперименте.

    Тематика исследовательской деятельности

    Поскольку организация познавательно-исследовательской деятельности в дошкольном учреждении должна быть целесообразна программным требованиям, то есть предусмотрено ее планирование. В нем прописаны темы занятий с детьми. Они могут проводиться как в групповом помещении, так и на улице. Затрагиваются все аспекты деятельности маленького ребенка.

    Темы познавательно-исследовательской деятельности зависят от сезонных изменений природы. Осенью это могут быть «Изучение осенних листочков», «Подготовка животных к зиме» и т. п. В зимний период это «Определение температуры таяния снега», «Заледенение воды» и т. п. Весенние темы будут звучать: «Исследование набухания почек на деревьях», «Выращивание цветов» и т. п.

    Летом обычно не проводятся занятия по познавательно-исследовательской деятельности, поскольку многие дети не посещают дошкольные учреждения по случаю отпуска. Но это не значит, что развитие детей в этот период останавливается. В летнее время эта ответственность ложится на родителей.

    Планирование работы

    В план познавательно-исследовательской деятельности детей в дошкольном учреждении могут быть вписаны следующие занятия:

    • «Посадка лука и наблюдение за его развитием»;
    • «Изучение камней»;
    • «Исследование веточек деревьев»;
    • «Осенние листья»;
    • «Комнатные растения»;
    • «Ребятам о зверятах»;
    • «У меня живет котенок»;
    • «Осень золотая»;
    • «Волшебница Водица»;
    • «Перелетные птицы»;
    • «Домашние животные»;
    • «На дворе у бабушки» и пр.

    Особенности занятий

    Познавательно-исследовательская деятельность во 2 младшей группе подразумевает проведение занятий с детьми. Однако в их структуре есть изменения. Так же, как и другие программные занятия, оно имеет определенные задачи. Очень часто прописаны и действия, которые должны быть осуществлены в ходе занятия.

    Этапы исследования подразумевают поочередное выполнение прописанных в задачах действий. Задания такого плана проводятся не каждый день, поскольку они направлены на длительное изучение темы. В них прописываются результаты работы детей и их дальнейшие действия.

    Если сравнивать эти занятия с обычными фронтальными или подгрупповыми плановыми занятиями, то можно заметить, что конспект намного короче, в нем не прослеживаются основные структурные компоненты организационного момента, основной и заключительной части. Однако можно отметить пролонгированную направленность в течение дня. Если плановое занятие длится максимум 45 минут, то занятия по познавательно-исследовательской деятельности во 2 младшей группе прослеживаются в режимных моментах на протяжении дня.

    «Перелетные птицы»

    Приведем пример занятия. Осенью познавательно-исследовательская деятельность основана на изменениях природы и животного мира. Дети изучают приметы осени и поведение животных.

    Тема занятия: «Перелетные птицы».

  • Реализуемые задачи: ознакомление детей с обобщающим понятием «перелетные птицы» и определение птиц, относящихся к этой категории.
  • Материал и оборудование: иллюстрированная картотека «Перелетные и зимующие птицы», дидактический материал (серии раздаточных картинок «перелетные птицы»).
  • Утро: изучение альбомов, иллюстраций в книгах, энциклопедиях.
  • Беседы с детьми в течение дня: «Каких птиц ты знаешь?», «Строение птиц», «Питание птиц».
  • Развивающие и дидактические игры: «Один-много», «Вставь пропущенное слово», «Угадай-ка», «Чья часть тела?», «На кого похоже».
  • Индивидуальная работа: складывать разрезные картинки с Лерой, «Птичье лото» с Захаром.
  • Прогулка: наблюдения за перелетными птицами, дождем и ветром, деревьями без листьев, одеждой прохожих.
  • Опытный эксперимент: «Строим горку из сыпучего песка», «Почему песок убегает?», «Следы на песке», «Рассмотри песчинки», «Слепи из мокрого песка».
  • Вечер: развивающие и дидактические игры «Угадай птичку», «Найди такую же птицу», «Найди подходящий цвет», «Собери пирамидку».
  • Чтение: А. Барто «Вам нужна сорока?», Е. Благинина «Улетают, улетай», Е. Трутнева «Галка», О. Дриз «Своя погода», И. Токмакова «Голуби», Эльген Э. «Птичка».
  • Результат: знание и умение классифицировать перелетных и зимующих птиц, по дороге домой обсуждение их с родителями.

    Условия организации игр

    Развивающие занятия для детей во 2 младшей группе должны быть организованы с учетом наглядности и возрастных особенностей детей. Для этого необходимо соблюсти определенные условия:

    • в группе должны быть игрушки всех видов и размеров;
    • материалы, из которых они изготовлены должны иметь различные свойства, признаки и качества;
    • атрибутика игр должна быть полностью укомплектована (у детей в данном возрасте еще не сформирована способность использовать предметы-заместители или проигрывать некоторые действия мысленно);
    • игровое оборудование должно быть не «на вырост», а соответствовать определенному возрасту.

    Соблюдение данных правил способствует многоплановому развитию детей и осуществлению их потребности в исследовании окружающего мира.

    Уголок уединения

    Несмотря на множество необходимых игрушек и пособий, в группе необходимо создать место для успокоения и уединения ребенка. Там он может спокойно привести свои мысли в порядок и закрепить полученную в течение дня информацию.

    Возможно, в этом уголке ребенок захочет провести какой-либо исследовательский опыт. Именно поэтому рекомендуется сочетать этот уголок с уголком природы. Кстати, для его оформления можно использовать те цветы, которые дети выращивают в процессе познавательно-исследовательской деятельности.

    Растения, особенно те к которым ребенок приложил свою руку, добавляют ему спокойствия. Также в таких уголках рекомендовано располагать игры с водой и песком. Когда дети на занятиях изучат их свойства, им будет приятно самостоятельно повторить этот опыт в уголке уединения.

    Мебель в этом уголке должна быть мягкой и удобной, располагающей к спокойному изучению новых характеристик предметов. Для увеличения образовательного эффекта данной зоны, рекомендовано располагать там альбомы и журналы с птицами, животными и насекомыми. Например, если на этой неделе вы рассматриваете свойства и признаки зимы, то можно положить на журнальный столик в уголке иллюстрированный альбом с картинами известных художников, рисующих зимние пейзажи.

    В спокойной обстановке любая информация запоминается лучше.

    Источник: fb.ru