Физики и лирики: как распознать и развить таланты ребенка

Физики и лирики: как распознать и развить таланты ребенка

Разделение людей на технарей и гуманитариев весьма условно, однако уже с ранних лет можно понять, к чему склонен ваш ребенок – к точным наукам и анализу или же к творчеству и рефлексии. Первое, на что стоит обратить внимание маме и папе, это то, как малыш играет в группе. Своеобразный тест поможет разобраться, какие занятия нравятся чаду и на чем в будущем можно делать упор в развитии его способностей.

Нетипичность или подражание

В соответствии с возрастом, детские способности проявляются по-разному. Если еще до годика детеныш делает вид, что спит, хитрит или учится прятать усмешку, чтобы увидеть реакцию родителей (любых значимых взрослых), то уже можно загадывать наперед, что у такого малыша в будущем будут проявляться нетипичные, неординарные способности к коммуникации и интеракции с ровесниками. Будучи младенцем, такой человечек изучает чужие эмоциональные отклики, отслеживает собственные реакции и процессы, понемногу осваивает инструменты манипуляции.

А вот уже ближе к двум-трем годам такое поведение не покажется чем-то удивительным: в этом возрасте ребята подражают всем, кого видят, и упражняются в способах обратить на себя внимание людей постарше и сверстников.

Когда наступает время для выявления способностей?

До пяти лет дети активно общаются с ровесниками, как правило, в условиях садика или прогулок с другими семьями и детьми на улице. Если вы не посещаете по каким-то причинам детсад, стоит задуматься о том, как обеспечить коммуникацию своего чада с ему подобными: может, это будет детское игровое кафе по выходным, рисование для дошкольников по утрам, спортивная секция вечером. Разумеется, все эти активности ребенку должны быть в радость. Хобби и кружки ни в коем случае не должны закрывать амбиции мам и пап.

То, какие склонности имеет ребенок, вы можете отметить в ходе наблюдения за его поведением в игре. Итак, давайте разбираться, на что конкретно смотреть и что подмечать.

Когда наступает время для выявления способностей
Когда наступает время для выявления способностей

Признаки преобладающего логического мышления

Любая игровая форма познания мира предполагает наличие общих правил, которым подчиняются игроки, и некоего алгоритма из необходимых действий для победы или хотя бы удовольствия от процесса. Детей, исходя из восприятия правил и алгоритма, можно разделить на 2 обширные группы:

  • усваивающие правила и порядки легко, как в играх, так и в жизни;
  • схватывающие на лету неофициальные постулаты взаимодействия людей, общественные нормы, основы морали и этикетные формулы.

Преимущественная часть точных наук требует выполнения или создания некоего набора правил и алгоритмов, поэтому весьма логично будет предполагать, что детки в первой группе будут тяготеть к точным наукам, измеримым данным, логике и последовательности. Именно о малышах, имеющих склонность к логическому мышлению и математическому складу ума, мы и поговорим в этой статье. Следовательно, остальные детишки будут относиться к широкой касте гуманитариев или «лириков» – это творческие личности, тонко чувствующие все вокруг и просто ненавидящие точные цифры.

Усвоение правил проходит по-разному. Возможны 4 варианта.

  1. Ребенок легко понимает принципы и готов объяснять другим

Хватит и одного хода в игре, чтобы ребенок понял суть. На второй минуте он понимает: хочется ли ему играть честно или же осознанно расшатывать правила, адаптируя их под свои интересы. Дошкольник, однако, не сможет открыто нарушать их и обязательно станет доказывать, приводя аргументы, почему он все-таки прав.

Ребенок легко понимает принципы и готов объяснять другим
Ребенок легко понимает принципы и готов объяснять другим
  • Советы в учебе

У такого малыша вряд ли будут проблемы с математикой и мало-мальски точными науками. Его будет увлекать процесс, предметы – даваться легко, но невнимательность и рассеянность будут существенно мешать в успеваемости. Хвалите чадо за аккуратность, поощряйте его и не отчитывайте за невнимательность. Как знать, может, это отблеск гениальности?

  1. Ребенок долго разбирается в правилах и становится борцом за их соблюдение

Дети второго типа усвоения правил щепетильно относятся к условиям игры, погружаются в них, отказываясь играть, пока не будет кристального понимания. Однако разобравшись досконально, такой малыш часто становится на защиту правил и не позволяет другим нарушать их. Он четко отвечает на вопросы и готов обучать новичков.

Ребенок долго разбирается в правилах и становится борцом за их соблюдение
Ребенок долго разбирается в правилах и становится борцом за их соблюдение
  • Советы в учебе

У таких деток тоже очень развито логическое мышление, но родителям важно помогать им на этапе усвоения новых знаний. Не торопите ребенка в выполнении домашних заданий, присоединяйтесь и вместе проходите темы, наймите репетитора, если чувствуете, что ребенок отстает в силу медлительности (важно понимать: он не глуп!). Основательное запоминание, пусть и небыстрое, поможет ему быть стабильным в знаниях и не терять навыки со временем.

  1. Ребенок хочет нарушать правила

Малыш осознанно нарушает договоренности, хитрит и не подчиняется коллективному давлению. Он намеренно будет проявлять бунт, провоцировать ведущего, демонстрировать несогласие с рамками. Тут важно понимать: он делает так с осознанием, понимает правила и нарушает их намеренно, а не по незнанию.

  • Советы в учебе

Мальчик или девочка-«нарушитель» обладают сильной рациональной стороной личности, но будут ориентироваться на практическое применение знаний, на механизмы и пользу от них, а не на фундаментальные науки и теории. Для закрепления мотивации к учебе им нужно постоянно показывать, как связаны уроки и реальная жизнь.

  1. Ребенок легко включается в игру, но в процессе выясняется непонимание правил

Ваше чадо активно включается в игровой процесс, бодро кивает на вопрос, все ли понятно, но спустя некоторое время демонстрирует недопонимание или неверное понимание инструкций. Он быстро исправляется, ситуативно оперирует полученными знаниями, но если есть риск проигрыша, то легко готов нарушить или прервать игру.

Ребенок легко включается в игру, но в процессе выясняется непонимание правил
Ребенок легко включается в игру, но в процессе выясняется непонимание правил
  • Советы в учебе

Дошкольник имеет логику действий, но связь его мышления с практикой сильнее, чем у предыдущих групп. Ему больше по душе уметь, нежели знать. Он ориентирован на практику, а значит, примеры и задачи ему нужно давать такие, чтобы он чувствовал, как оттачивает свое мастерство. Практика и тренировки, закрепление информации и работа над ошибками – вот основные секреты хорошей успеваемости ребенка из 4 группы.

Если ваш ребенок – гуманитарий

А что, если ваш детсадовец совсем холоден к паззлам и настольным квестам, предпочитает ролевые или творческие игры, мало усидчив или, напротив, погружен в себя? Неужели у него будут проблемы с учебой? Вовсе не обязательно. То, насколько успешен будет ребенок в школьных занятиях, будет зависеть от личности учителя и климата дома.

Особое внимание уделите первому-второму классу, когда закладываются отношения с первым педагогом – именно они определят, будет ли школьник любить учиться или ходить в класс (а потом в университет и офис), как на каторгу.

Гуманитарий – не приговор. Это лишь значит, что у вас подрастает чувствительный и эмпатичный ребенок, который открывает эстетичные и креативные стороны мира, а потому заточен на прекрасное, а не утилитарное. Не гонитесь за результатом и оценками, ориентируйтесь на познавательный процесс, не пытайтесь вырастить «успешного ребенка», а показывайте ему жизнь во всей ее многогранности. Всячески поддерживайте ребенка: для вас он все равно маленький гений, даже если у него два по музыке или три по физкультуре.