Гендерное воспитание в ДОУ по ФГОС

Гендерное воспитание в ДОУ по ФГОС

Гендерное воспитание в ДОУ занимает огромное место в развитии дошкольника. Именно поэтому ему уделено столько внимания в учебной программе. Гендерное воспитание в ДОУ по ФГОС должно присутствовать в каждом детском саду.

Гендерное воспитание

Ранее полоролевое воспитание проходило очень легко и в естественной обстановке. Ведь девочки все время были рядом с мамами или нянями. А воспитанием мальчиков занимался отец. Более обеспеченные семьи могли позволить себе нанять гувернера.

Дети, проводя время с родителями и обращая внимание на их поведение, принимали на себя роль матери и отца соответственно. Поэтому в дальнейшем их жизнь складывалась по усвоенному шаблону.

Сейчас же традиции немного поменялись. И намного чаще встречается ситуация, когда и девочек, и мальчиков воспитывает мать или бабушка. Женщина занимается воспитанием не только в домашних условиях. Например, в детских садах очень редко можно встретить воспитателя-мужчину, а вот женщины работают в каждой группе.

Проблемы гендерного воспитания

Гендерное воспитание в ДОУ по ФГОС имеет огромное значение, потому что очень часто встречаются проблемы в данной области. А именно:

  • Низкий уровень состояние детского здоровья.
  • Незнание того, к какому полу малыш относится.
  • Неадекватное поведение молодежи и подростков.

К чему приводят ошибки в гендерном воспитании

Дезориентация половой принадлежности приводит к тому, что девочки и мальчики не знают, как вести себя в той или иной ситуации. Можно все чаще заметить, как девочки вмешиваются в конфликты, пытаясь сами решать проблемы далеко не мирным путем. Мальчики же совсем не умеют вести себя с девочками, эмоционально слабы и не могут за себя постоять.

Гендерное воспитание в ДОУ по ФГОС: диагностика

Гендерное воспитание в ДОУ по ФГОС: диагностика
Гендерное воспитание в ДОУ по ФГОС: диагностика

Диагностика полоролевого воспитания дошкольников включает в себя наблюдение за воспитательным процессом и режимными моментами:

  • Наблюдение за деятельностью педагогов. Выявление уровня оценки полоролевой компетенции воспитателей: анкетирование, тестовые задания.
  • Анализ предметно-развивающей среды группы. Наличие предметов для сюжетно-ролевой игры, ориентируемых на определенный пол.

Для выявления уровня гендерного воспитания дошкольника разработаны следующие диагностические методики:

 

  • Наблюдение. Оно включает в себя наблюдение за поведением дошкольников во время занятий и основных режимных моментов, а также в игре.
  • Наблюдение педагога за различиями поведения в игре и реальной ситуации.
  • Беседы. Можно использовать следующие темы для бесед: «Я — мальчик», «Мужское поведение» и многие другие.
  • Тесты. Здесь подойдут следующие: «Моя игрушка», «Скажи, чьи это вещи» и другие.
  • Рисуночные тесты. Очень информативные и эффективные в проведении диагностики на такую тему. Могут быть: «Это я», «Моя семья», «Хороший мальчик и плохой мальчик» и другие.
  • Интервьюирование. Воспитатель или психолог-педагог задает вопросы дошкольнику, а затем анализирует его ответы.

 

Гендерное воспитание в ДОУ по ФГОС на занятии физической культуры

Физическое развитие чрезвычайно важно для дошкольников. Но всем известно, что физические возможности мальчиков и девочек могут существенно отличаться. Бывают, конечно, исключения, но речь сейчас не об этом. Для того чтобы привить девочкам и мальчикам разные представления, не нужно их изолировать друг от друга. Правильнее будет использовать следующие приемы:

  • Разные упражнения. Это значит, что одни выполняют только мальчики (например, отжимание), а другие – девочки (крутят обруч).
  • Разные требования. Нормативы для девочек иные, нежели для мальчиков. Даже если это отжимание, то нужно сделать акцент на том, что мальчики должны отжаться десять раз, а девочки всего пять.
  • Разные способы обучения.
  • При распределении ролей в подвижных играх, например, роль волка предлагают сильным и смелым мальчикам, а вот «зайки» – это осторожные и милые девочки.
  • Разная оценка. Мальчиков нужно оценивать коротко и емко, а девочки обращают внимание на эмоциональную окраску сказанного.
  • Акцентировать внимание дошкольников на виды спорта. Именно на то, что одни бывают мужскими, а другие — женскими.

Рекомендации родителям

Рекомендации родителям
Рекомендации родителям

В развитии гендерных представлений дошкольников большую роль играет воспитание, которое дают родители. Именно поэтому необходимо проводить беседы с родителями дошколят на тему «Гендерное воспитание в ДОУ по ФГОС». Консультация для родителей, вовремя предоставленная педагогом, поможет не допустить ошибок:

  • Ни в коем случае нельзя забывать о том, что рядом ребенок, который имеет определенную половую принадлежность. Соответственно, будь то мальчик или девочка, они совершенно по-разному думают, чувствуют и действуют. Именно поэтому относиться к ним стоит индивидуально, но, конечно же, обязательно любить.
  • Нельзя сравнивать мальчиков и девочек. Тем более ставить их в пример друг другу, поскольку они совершенно разные.
  • Необходимо запомнить, что сравнение детства родителя другого пола, например, мамы, для сына бесполезно, поскольку приобретенный матерью в младые годы опыт ребенку вряд ли пригодится.
  • При попытке пожурить девочку не нужно повышать голос: для начала необходимо доступно сформулировать претензии. Иначе ребенок растеряется.
  • А вот с мальчиком длинные разговоры не помогут. Он просто устанет слушать и ничего не поймет. Поэтому разговор с ним должен быть коротким и четким.
  • Всем известно, что девочки бывают капризными. Но нужно также знать, что происходит это от усталости. А когда устают мальчики, это сказывается на умственных способностях. Но не нужно за это ругать: в данной ситуации нужно помочь ребенку расслабиться.
  • Часто бывает так, что родители ругают ребенка за то, что он не преуспел в каком-либо виде деятельности. Как правило, это происходит из-за того, что дошкольник не получил вовремя нужную ему поддержку и помощь. Поэтому в данном случае виноват не он, а родители.
  • Запомните навсегда, что нельзя ругать ребёнка за то, что он чего-то не знает или не понимает. Он ещё слишком маленький и не может знать столько же, сколько и взрослые.
  • Ребенок – это сформировавшаяся личность. Поэтому нужно дать ему возможность быть таким, каков он есть или хочет быть.

Ну и последний совет. Для того чтобы не возникало проблем в воспитании ребёнка, необходимо сделать так, чтобы требования родителей максимально совпадали с желаниями их детей.

Советы воспитателям

Советы воспитателям
Советы воспитателям

Всем известно, что гендерное воспитание в ДОУ по ФГОС имеет огромное значение для развития личности дошкольников. И здесь немаловажную роль играют действия воспитателя. Именно поэтому необходимо проводить занятия на тему «Гендерное воспитание в ДОУ по ФГОС». Консультация для педагогов тоже будет весьма полезна.

Основные советы воспитателям:

  • С мальчиками нужно больше заниматься развитием мелкой моторики. С девочками – крупной.
  • На занятиях для мальчиков нужно подробное объяснение задания.
  • Для девочек будут полезны различные головоломки.
  • Обязательно нужно хвалить мальчика за его энергичность и активность. Далее эти способности следует перенаправить в полезное русло.

Необходимо обязательно хвалить детей, причем и мальчиков, и девочек одинаково. Ведь они этого заслуживают.