Как родителям распознать хорошего учителя: 5 признаков

Как родителям распознать хорошего учителя: 5 признаков

То, насколько качественное и жизнеспособное образование получат наши дети, зависит не только от государства и выбранного заведения, но и конкретно от личности обучающего. Как понять, хороший ли человек учитель, и хороший ли учитель тот человек, что будет обучать вашего ребенка? Попробуем разобраться с тем, как выбрать учителя и по каким признакам можно определить педагогический профессионализм.

Имеет ли значение возраст педагога?

Иногда мамы и папы думают, что в вопросе выбора педагога возраст – ключевой фактор. Кто-то доверяет только опытным учительницам, выпустившим уже не первый класс, кому-то кажется, что лишь молодые могут выдержать напор их чада и мотивировать к обучению.

На деле оказывается, что молодежь, как их старшие коллеги, способна вдохновлять и заинтересовывать учебой подопечных, а пенсионеры порой подают молодым пример своей активностью и энергией. Едва окончившие университет учителя полны надежд и легче адаптируются под реалии современного мира, что помогает им обучать учеников нужным и полезным знаниям. Учителя постарше зато основательно знакомы с механизмами детской психологии и методикой преподавания. Так что и в том, и другом случае есть как плюсы, так и минусы – вопрос лишь в том, что ценно именно вам и вашему ребенку.

Решающий фактор выбора – вовсе не возраст и трудовой стаж, а личностные качества и характер педагога.  

Имеет ли значение возраст педагога
Имеет ли значение возраст педагога

Важны ли дипломы, грамоты, отзывы?

Для многих матерей и отцов важны социальные доказательства – свидетельства об участии в конкурсах, грамоты, призовые дипломы, сертификаты об окончании курсов. Увы, не всегда эта мишура скрывает за собой правду о процессе обучения. Одно дело выступить на публике и дать образцово-показательный открытый урок, и совсем другое – действовать по обстоятельствам, импровизируя и находя контакт с классом ежедневно.

К тому же, если на педагога руководством возлагаются большие надежды по поводу участия в областных конкурсах, то у него просто не остается времени на индивидуальный подход к каждому из учащихся. Грядут многочисленные замены, перестановки расписания и бесконечные отрытые уроки. К тому же, звание хорошего оратора и сильного педагога вовсе не каждый раз совпадает с добротой, мудростью и любовью к детям.

Прекрасно, если у учителя есть награды. Если их слишком много, стоит насторожиться, не ценит ли он амбиции больше своей миссии. Здорово, если об учительнице вы слышите позитивные отзывы от других родителей и ее коллег. Замечательно, если среди характеристик есть такие, как строгая, добрая, активная, творческая, ответственная.

Важны ли дипломы, грамоты, отзывы
Важны ли дипломы, грамоты, отзывы

Критерии выбора учителя

Если есть возможность выбрать педагога, то лучше это сделать. Профессионализм человека вы сможете оценить, посетив 1-2 занятия. Лучше попасть на обычный урок, а не на открытый, то есть подготовленный особенно тщательно. Да, для учителя это окажется стрессом, однако мамы и папы смогут составить свое мнение о нем, прежде всего, как о человеке. Не как о специалисте – родителям, далеким от образовательной системы, сложно оценить, насколько талантлив учитель, но уровень открытости, доброты, строгости и обратную реакцию от класса заметить со стороны можно.

Есть 3 важных аспекта, которые могут характеризовать учителя.

  1. Подход к обучению

Опытный преподаватель знает: детям лучше единожды показать, чем вдалбливать в них информацию изо дня в день. Наглядные пособия, карты, макеты, картинки, схемы на доске или презентации на большом экране помогают ребятам запоминать материал и сохраняют визуальные образы в головах учеников.

Обратите внимание, чем пользуется в работе педагог. Может, он раздает в конце разноцветные рожицы из картона, и дети готовы выстроиться в очередь за такой формой поощрения? Или рисует в практических тетрадках солнышки в качестве отметок? А может, ребятишки с восторгом наклеивают в конце урока облачка на плакат для рефлексии?

Подход к обучению
Подход к обучению
  1. Эмоциональный фон в классе

Хороший учитель поощряет разные виды деятельности учащихся – индивидуальную, в группе, в паре. Он не рубит инициативу, но и не позволяет ученикам задавать ход занятия. Творчество и свобода выражения ограничиваются лишь дисциплиной, но не учительской предвзятостью. В классе царит атмосфера работоспособности без намека на подавленность и страх.

Смотрите не на учителя, сморите на детей – их общение сразу покажет отношение к классному руководителю.

  1. Атмосфера урока

В школьной жизни случается всякое: у молодых педагогов иногда плачут дети, кто-то писается, кого-то тошнит, у кого-то выпадает любимый молочный зуб. Это дети, и вопрос не в том, чтобы таких инцидентов не было, а в том, как учитель справляется с неожиданностями.

В классной комнате не должно быть атмосферы подавленности и железной дисциплины, однако и хаоса тоже быть не может. Материал подается увлекательно и живо, школьники демонстрируют интерес и включенность в процесс. Отстающим помогают, опережающих поддерживают и не осаживают.

Учитель-профессионал: 5 признаков

Педагог прежде всего должен обладать рядом человеческих чувств: доброта, внимательность, справедливость, юмор. Нужны также профессиональные качества и навыки. Какие же?

Учитель-профессионал
Учитель-профессионал
  • Умение увлечь своей дисциплиной

Если учитель пользуется конспектом лишь изредка, чтобы не терять нить повествования, его глаза горят, а примеры живые и реалистичные, значит, перед вами профессионал. Такие учителя активно используют разные форматы обучения: сценки, игры по ролям, мини-викторины, системы поощрения и штрафов (например, карточки или наклейки за ответы), умело применяют элементы конкуренции. Им нравится то, о чем они говорят, и это передается юным сердцам безо всяких учебников.

  • Создание атмосферы

Грамотный учитель будет использовать позитивную мотивацию, а не угрозы. У него нет любимчиков и изгоев, а если кто-то из ребят и нравится меньше, то это незаметно. Вокруг такого специалиста возникает атмосфера творчества и продуктивности.

Создание атмосферы
Создание атмосферы
  • Доверительный контакт

С детьми важно разговаривать, и не только в рамках урока или журнальной переклички. Ученикам часто есть что рассказать, и делать это они будут только тем, кому действительно доверяют. Именно педагог может стать человеком, которому школьник сознается в краже или расскажет о проблемах дома, спросит совета или обратится за помощью, если мама или папа не в силах уделить чаду время.

У хорошего учителя редко выдается спокойная переменка, когда можно посидеть в телефоне и съесть глазированный сырок: вокруг его стола всегда кружится группка учеников, жаждущих спросить, рассказать, пожаловаться, посплетничать, угостить, обнять. Для ребят такой человек становится авторитетом – тем, с кем хочется говорить искренне.

  • Желание обучаться

Учитель никогда не замирает на месте. Он продолжает учиться, подстраиваться под корректировки в программе, видоизменяя ее под уровень класса, пробуя новые методы обучения и применяя разные техники. Если он обнаружит, что план устарел, он внесет в него изменения и гибко подстроит совсем не гибкую систему образования под нужды своих подопечных.

  • Ответственность

Профессиональный педагог, даже когда молод, знает, что выставленной им планке должны соответствовать не только ученики, но и он сам. Он распространяет свою ответственность на всех и каждого, вместе с тем обучая класс принимать ответственность за себя индивидуально, и за весь ученический состав – коллективно. Ответственность проявляется по-разному: в отношении к опозданиям (есть учителя, которые могут не впустить на урок даже директора школы, если он вошел после звонка, или незадачливого папу, который опоздал на собрание), в дежурстве, в организации праздников и вечеров, в сдаче и проверке домашней работы.

Спрятать ответственность сложно, как и другие качества. Вы непременно заметите, что вам нравится в учителе, а что настораживает. Если на урок попасть никак не выходит, найдите возможность поговорить с учительницей лично. Представьтесь и скажите, что ваш ребенок в этом сентябре идет в школу, и вам интересно, кто преподает на параллели первоклашек.

Ответственность
Ответственность

Кто должен выбирать?

Важно, чтобы дошкольник также принимал участие в выборе учителя. Именно ему придется ежедневно встречаться с этим человеком, выполнять задания и распоряжения, говорить в его присутствии и защищать свои проекты. Спросите своего ребенка, нравится ли ему эта женщина (мужчина), хотел бы он ходить к ней (нему) на занятия, проводить время в ее (его) обществе. Если ответом послужит твердое «да», а контакт будет налажен, то и в школу ваше чадо будет спешить с радостью и желанием, а не обреченностью. Очень часто за ленью и плохой успеваемостью прячется нелюбовь к первому учителю, которая способна долгие годы отравлять образовательный процесс и быть причиной сниженной самооценки. Мнение ребенка – решающее в эмоциональной оценке, а ваше главенствует в анализе ключевых черт, опыта и нравственного облика учителя в целом.