То, насколько качественное и жизнеспособное образование получат наши дети, зависит не только от государства и выбранного заведения, но и конкретно от личности обучающего. Как понять, хороший ли человек учитель, и хороший ли учитель тот человек, что будет обучать вашего ребенка? Попробуем разобраться с тем, как выбрать учителя и по каким признакам можно определить педагогический профессионализм.
Имеет ли значение возраст педагога?
Иногда мамы и папы думают, что в вопросе выбора педагога возраст – ключевой фактор. Кто-то доверяет только опытным учительницам, выпустившим уже не первый класс, кому-то кажется, что лишь молодые могут выдержать напор их чада и мотивировать к обучению.
На деле оказывается, что молодежь, как их старшие коллеги, способна вдохновлять и заинтересовывать учебой подопечных, а пенсионеры порой подают молодым пример своей активностью и энергией. Едва окончившие университет учителя полны надежд и легче адаптируются под реалии современного мира, что помогает им обучать учеников нужным и полезным знаниям. Учителя постарше зато основательно знакомы с механизмами детской психологии и методикой преподавания. Так что и в том, и другом случае есть как плюсы, так и минусы – вопрос лишь в том, что ценно именно вам и вашему ребенку.
Решающий фактор выбора – вовсе не возраст и трудовой стаж, а личностные качества и характер педагога.
Важны ли дипломы, грамоты, отзывы?
Для многих матерей и отцов важны социальные доказательства – свидетельства об участии в конкурсах, грамоты, призовые дипломы, сертификаты об окончании курсов. Увы, не всегда эта мишура скрывает за собой правду о процессе обучения. Одно дело выступить на публике и дать образцово-показательный открытый урок, и совсем другое – действовать по обстоятельствам, импровизируя и находя контакт с классом ежедневно.
К тому же, если на педагога руководством возлагаются большие надежды по поводу участия в областных конкурсах, то у него просто не остается времени на индивидуальный подход к каждому из учащихся. Грядут многочисленные замены, перестановки расписания и бесконечные отрытые уроки. К тому же, звание хорошего оратора и сильного педагога вовсе не каждый раз совпадает с добротой, мудростью и любовью к детям.
Прекрасно, если у учителя есть награды. Если их слишком много, стоит насторожиться, не ценит ли он амбиции больше своей миссии. Здорово, если об учительнице вы слышите позитивные отзывы от других родителей и ее коллег. Замечательно, если среди характеристик есть такие, как строгая, добрая, активная, творческая, ответственная.
Критерии выбора учителя
Если есть возможность выбрать педагога, то лучше это сделать. Профессионализм человека вы сможете оценить, посетив 1-2 занятия. Лучше попасть на обычный урок, а не на открытый, то есть подготовленный особенно тщательно. Да, для учителя это окажется стрессом, однако мамы и папы смогут составить свое мнение о нем, прежде всего, как о человеке. Не как о специалисте – родителям, далеким от образовательной системы, сложно оценить, насколько талантлив учитель, но уровень открытости, доброты, строгости и обратную реакцию от класса заметить со стороны можно.
Есть 3 важных аспекта, которые могут характеризовать учителя.
- Подход к обучению
Опытный преподаватель знает: детям лучше единожды показать, чем вдалбливать в них информацию изо дня в день. Наглядные пособия, карты, макеты, картинки, схемы на доске или презентации на большом экране помогают ребятам запоминать материал и сохраняют визуальные образы в головах учеников.
Обратите внимание, чем пользуется в работе педагог. Может, он раздает в конце разноцветные рожицы из картона, и дети готовы выстроиться в очередь за такой формой поощрения? Или рисует в практических тетрадках солнышки в качестве отметок? А может, ребятишки с восторгом наклеивают в конце урока облачка на плакат для рефлексии?
- Эмоциональный фон в классе
Хороший учитель поощряет разные виды деятельности учащихся – индивидуальную, в группе, в паре. Он не рубит инициативу, но и не позволяет ученикам задавать ход занятия. Творчество и свобода выражения ограничиваются лишь дисциплиной, но не учительской предвзятостью. В классе царит атмосфера работоспособности без намека на подавленность и страх.
Смотрите не на учителя, сморите на детей – их общение сразу покажет отношение к классному руководителю.
- Атмосфера урока
В школьной жизни случается всякое: у молодых педагогов иногда плачут дети, кто-то писается, кого-то тошнит, у кого-то выпадает любимый молочный зуб. Это дети, и вопрос не в том, чтобы таких инцидентов не было, а в том, как учитель справляется с неожиданностями.
В классной комнате не должно быть атмосферы подавленности и железной дисциплины, однако и хаоса тоже быть не может. Материал подается увлекательно и живо, школьники демонстрируют интерес и включенность в процесс. Отстающим помогают, опережающих поддерживают и не осаживают.
Учитель-профессионал: 5 признаков
Педагог прежде всего должен обладать рядом человеческих чувств: доброта, внимательность, справедливость, юмор. Нужны также профессиональные качества и навыки. Какие же?
- Умение увлечь своей дисциплиной
Если учитель пользуется конспектом лишь изредка, чтобы не терять нить повествования, его глаза горят, а примеры живые и реалистичные, значит, перед вами профессионал. Такие учителя активно используют разные форматы обучения: сценки, игры по ролям, мини-викторины, системы поощрения и штрафов (например, карточки или наклейки за ответы), умело применяют элементы конкуренции. Им нравится то, о чем они говорят, и это передается юным сердцам безо всяких учебников.
- Создание атмосферы
Грамотный учитель будет использовать позитивную мотивацию, а не угрозы. У него нет любимчиков и изгоев, а если кто-то из ребят и нравится меньше, то это незаметно. Вокруг такого специалиста возникает атмосфера творчества и продуктивности.
- Доверительный контакт
С детьми важно разговаривать, и не только в рамках урока или журнальной переклички. Ученикам часто есть что рассказать, и делать это они будут только тем, кому действительно доверяют. Именно педагог может стать человеком, которому школьник сознается в краже или расскажет о проблемах дома, спросит совета или обратится за помощью, если мама или папа не в силах уделить чаду время.
У хорошего учителя редко выдается спокойная переменка, когда можно посидеть в телефоне и съесть глазированный сырок: вокруг его стола всегда кружится группка учеников, жаждущих спросить, рассказать, пожаловаться, посплетничать, угостить, обнять. Для ребят такой человек становится авторитетом – тем, с кем хочется говорить искренне.
- Желание обучаться
Учитель никогда не замирает на месте. Он продолжает учиться, подстраиваться под корректировки в программе, видоизменяя ее под уровень класса, пробуя новые методы обучения и применяя разные техники. Если он обнаружит, что план устарел, он внесет в него изменения и гибко подстроит совсем не гибкую систему образования под нужды своих подопечных.
- Ответственность
Профессиональный педагог, даже когда молод, знает, что выставленной им планке должны соответствовать не только ученики, но и он сам. Он распространяет свою ответственность на всех и каждого, вместе с тем обучая класс принимать ответственность за себя индивидуально, и за весь ученический состав – коллективно. Ответственность проявляется по-разному: в отношении к опозданиям (есть учителя, которые могут не впустить на урок даже директора школы, если он вошел после звонка, или незадачливого папу, который опоздал на собрание), в дежурстве, в организации праздников и вечеров, в сдаче и проверке домашней работы.
Спрятать ответственность сложно, как и другие качества. Вы непременно заметите, что вам нравится в учителе, а что настораживает. Если на урок попасть никак не выходит, найдите возможность поговорить с учительницей лично. Представьтесь и скажите, что ваш ребенок в этом сентябре идет в школу, и вам интересно, кто преподает на параллели первоклашек.
Кто должен выбирать?
Важно, чтобы дошкольник также принимал участие в выборе учителя. Именно ему придется ежедневно встречаться с этим человеком, выполнять задания и распоряжения, говорить в его присутствии и защищать свои проекты. Спросите своего ребенка, нравится ли ему эта женщина (мужчина), хотел бы он ходить к ней (нему) на занятия, проводить время в ее (его) обществе. Если ответом послужит твердое «да», а контакт будет налажен, то и в школу ваше чадо будет спешить с радостью и желанием, а не обреченностью. Очень часто за ленью и плохой успеваемостью прячется нелюбовь к первому учителю, которая способна долгие годы отравлять образовательный процесс и быть причиной сниженной самооценки. Мнение ребенка – решающее в эмоциональной оценке, а ваше главенствует в анализе ключевых черт, опыта и нравственного облика учителя в целом.