Как сделать, чтобы ребенок делал уроки сам

Как сделать, чтобы ребенок делал уроки сам

Далеко не всегда окончание последней четверти означает для ребенка радость летних каникул. Для некоторых школьников лето – шанс догнать сверстников по успеваемости, наверстать упущенное и даже пройти учебную программу наперед, чтобы в сентябре чувствовать себя уверенно. Как мотивировать ребенка на самостоятельное выполнение заданий? Как помочь справиться со страхами или ленью (за которой тоже прячется страх)? Перед вами советы, как передать ответственность за успеваемость самому школьнику.

Объясните, зачем нужна домашка

Большая часть ребят не любит задания и не станет выполнять их, просто потому что «надо». Родители могут объяснить ребенку, зачем ему нужны уроки, но важно выступать не в роли контролера, а с позиции наставника и друга. Некоторые мамы, папы и даже сами педагоги не понимают, зачем нужны домашние и самостоятельные работы. Учитель обычно ориентируется на результат, чтобы понимать, кто из подопечных понял тему, а кто нет. Если домашку выполняет кто-то другой, а не ребенок, эта мнимая помощь на самом деле оказывается медвежьей услугой: ученик в теме не разбирается, класс идет дальше, и он все больше отстает – по знаниям и оценкам в школе.

Объясните, зачем нужна домашка
Объясните, зачем нужна домашка

Выполнение ДЗ в спокойной обстановке дома помогает лучше проработать тему и выяснить, что осталось непонятым. Повторение, закрепление и выполнение задания по усвоенному помогает лучше запомнить изученное. Работа над уроками дома развивает soft skills ребенка – он учится организовывать свой рабочий процесс, ставить задачи и определять приоритеты. Это определенно поможет ему потом в выполнении рабочих задач.

Мотивируйте детей делать домашнюю работу и показывайте, зачем это нужно и почему может быть занимательным. Например, в магазине предложите подбить итоговую сумму в чеке и помочь папе посчитать сдачу.

Создайте комфортные условия

Только родители могут создать комфортные условия для обучения дома. Ориентируйтесь на пирамиду Маслоу: чтобы выполнять учебные задачи ради саморазвития и самосовершенствования, ребенок должен чувствовать, что его базовые потребности удовлетворены. К базовым относятся потребность в еде, питье, сне, отдыхе, движении и безопасности.

  • Сон

Дети должны спать не менее 9 часов. Установите распорядок дня с четким временем подъема и отхода ко сну. Рекомендовано поддерживать такой режим и во время выходных или каникул, добавив утром один час.

  • Движение

Начинать утро стоит с разминки всей семьей. Можно просто совершать прыжки или махи руками – целью является пробуждение и заряд бодрости. По выходным можно посещать бассейн или выбираться на пробежку.

  • Еда

Обязательно добавьте в рацион школьника продукты, которые увеличивают синтез нейромедиаторов головного мозга – серотонин и дофамин. Они повышают настрой, уменьшают стресс (а если вы думаете, что у детей не бывает стресса, то вы ошибаетесь), содействуют активной мозговой деятельности. Введите в меню бананы, брокколи, авокадо, зелень, морковь, орешки, форель и лосось.

Создайте комфортные условия
Создайте комфортные условия
  • Безопасность

Среди важнейших потребностей в пирамиде Маслоу обнаруживается потребность в безопасности. Учеба не должна видиться ему угрозой и дискомфортом. Приучите ребенка перед тем, как сесть за домашнюю работу, готовить свое рабочее место: убирать лишнее, раскладывать аккуратно принадлежности и тетради, а после завершения все убирать, собирая портфель с вечера. Это практично, удобно, а потому безопасно. А еще экономит время.

Подскажите, с чего начать

Часто нежелание делать домашку обозначает, что ребенок не знает, с чего начать. Это похоже на страх чистого листа, когда боязнь ошибки не дает действовать. Ваша родительская задача – объяснить алгоритм действий и последовательность шагов. Лучше выполнять работу на черновике, а потом переносить начисто в тетрадь. Этот этап тоже потребует объяснений: так делать удобнее, потому что можно не бояться ошибки.

Обеспечьте ребенка необходимыми справочными пособиями, энциклопедиями и словарями. Если можно обойтись без Интернета, постарайтесь не прибегать к его помощи. Или сделайте серфинг в сети безопасным и научите фильтровать информацию.

Помогите побороть страхи

Учеба и школьные занятия могут вызывать самые разные страхи – боязнь не справиться с домашней работой, получить низкую оценку, столкнуться с осуждением мамы и папы или даже быть наказанным. Расскажите малышу, что верите в него и принимаете его любым, с плохими и хорошими результатами. Поддерживайте самооценку школьника, празднуйте успехи и помогайте в случае неуспеха. Наказания и санкции из-за плохих оценок не станут причиной улучшения успеваемости, скорее, они разовьют умение обманывать и скрываться.

Помогите побороть страхи
Помогите побороть страхи

Практика «Светофор»

Есть полезное упражнение, которое поможет выявить страхи и разрешить их. Разделите лист на три части – красная зона, желтая зона и зеленая. Любой страх для чего-то нужен, и вам с ребенком нужно понять, зачем он возник.

Распределите страхи по цветовым участкам.

  • Красный: самые полезные страхи, которые порождаются инстинктом самосохранения. Такие страхи защищают от опрометчивости и риска, например, боязнь высоты.
  • Желтый: противоречивые страхи, которые могут и мешать, и помогать, в зависимости от контекста. К примеру, страх чего-то нового. Справляться с этим можно и нужно вместе с поддерживающими взрослыми.
  • Зеленый: это фантазии и фобии, которым нужно смело шагать навстречу. К примеру, страх получить низкий балл или страх допустить ошибку. Чтобы управлять своим эмоциональным набором, нужно отделять себя и эмоции. Для этого ребенок может изобразить карандашами или красками, вылепить или вырезать из бумаги свой страх и сочинить про него смешную сказку.

Научите ставить приоритеты

Каждый учитель радеет за свой предмет и считает важным выполнение заданий именно по нему. Ребенок не знает, как успеть все и сразу, его настроение снижается, тревожность повышается, он сильно устает и ощущает себя разбитым. Грамотный родитель в силах помочь скорректировать учебный процесс и направить школьника в нужное русло.

Научите ученика выделять важное и определять зону ответственности. Что-то можно отложить на потом, а что-то сделать заранее. Некоторые дисциплины можно решать вместе с одноклассниками, иногда не стыдно списать – в меру, конечно. Обучите ребенка, что иногда лучше сделать хуже или просто сделать как-нибудь, чем жертвовать своим самочувствием и здоровьем. Это поможет вам не вырастить трудоголика и перфекциониста. Здоровая лень важна и нужна, и здоровье должно всегда стоять на первом месте. К тому же, стоит помнить о склонности детей к некоторым предметам – так называемому делению их на «физиков и лириков».

Если вы видите, что уроки заполняют собой все свободное время, ученик без продыху сидит над книжками, поговорите с классным руководителем или даже задумайтесь над сменой школы. Нагрузка нагрузкой, но у любого школьника должно быть время на блаженное безделье. Свободное время для ребенка крайне важно – оно учит его занимать себя, выбирать интересные дела и искать себе увлечения.

Научите ставить приоритеты
Научите ставить приоритеты

В идеале, если объем домашней работы будет согласован между учителями-предметниками. Не должно получаться тяжелых дней, когда за вечер нужно сделать ДЗ на несколько дней вперед. Если у ребенка пять-шесть уроков в день, а потом он тратит еще три часа на домашку, то времени на отдых и улицу не остается. Третьеклассник или пятиклассник превращается в маленького старика, сидящего за книжками вместо того, чтобы играть в мяч или скакалку.

В средних и старших классах ребенок сам научится регулировать время. У него будет огромная мотивация закончить дела пораньше и пойти к друзьям. Но пока он посещает начальную школу, ваша задача помочь ему с приоритетами и организацией времени.

Поощряйте

Предлагайте ребенку выбор: сделать задание быстро, качественно и без промедлений, чтобы пойти играть и заниматься чем угодно, или же отложить на потом, и лечь позже, без веселых занятий и с тяжелой головой. Можно объяснить, что он все равно не сможет спокойно резвиться, пока на нем висит несколько заданий и реферат. За хорошо выполненные задания поощряйте впечатлениями и вкусностями, но не делайте так, чтобы ребенок получал все это исключительно за уроки. Плюшки должны быть бонусом, но не самоцелью.

Если ребенок не справляется?

Многие мамы думают, что если они помогут делать домашнюю работу, то ребенку станет понятнее пройденный материал. Однако человеку без педагогического образования и без основательных знаний о детской психологии сложно быть терпеливым. Женщины хватают тетрадь и со словами «Дай лучше я» делают за своих детей задание, рисуют стенгазеты и клеят открытки к 8 марта. У маленького ученика пропадает всякое желание стараться, он начинает скучать и не усваивает материал, ведь у него даже не было шанса выстроить логические связи.

Если работа над уроками дается ему сложно, выясните, нет ли у него проблем в школе. Апатию и нежелание учиться могут вызывать стычки с одноклассниками, конфликты с учителями, плохое самочувствие, проблемы со здоровьем. После выяснения причин нужно понять, как помочь, и стать ребенку другом, союзником и защитником.

Если ребенок не справляется
Если ребенок не справляется

Варианты:

  • разговор с педагогом или директором;
  • поиск репетитора или курсов;
  • занятия с ребенком вместе – изучение английского всей семьей, чтение вслух, решение задач с дедушкой и т.д.;
  • посещение окулиста – возможно, ребенок плохо видит с доски и у него болит голова из-за постоянной необходимости щуриться.

Если у ученика конфликт с однокашниками или педагогом, он чувствует себя затравленным или запуганным, немедленно забирайте его из школы и переводите в другую. В случае необходимости отведите к детскому или семейному психологу – в этом нет ничего стыдного, ведь ребенку нужна помощь, и не всегда вы можете ее оказать сами.

Из любой ситуации есть выход, и находить его нужно с маленьких шагов. Сначала узнать у учителя, как обстановка в классе. Если причина в самом руководителе, можно пойти к директору с мирной просьбой разобраться дипломатически.

Важно всегда оставаться на одной стороне с ребенком, транслировать ему безусловную любовь и принятие, помогать и поддерживать. Оценки – последнее, на что стоит ориентироваться в учебном процессе. Куда важнее интерес, азарт и знания, примененные на практике.