Музыкотерапия в детском саду

Музыкотерапия в детском саду

В музыки, методика развития, особенности проведения занятий и положительное влияние на ребенка />

Музыка сопровождает нас на протяжении всей его жизни. Сложно найти такого человека, который бы не любил слушать ее – или классическую, или современную, или народную. Многие из нас любят танцевать, петь, а то и просто насвистывать какую-либо мелодию. Но знаете ли вы о пользе музыки для организма? Об этом наверняка задумывался далеко не каждый.

А ведь приятные звуки мелодий используются в качестве методики лечения без лекарств. Этот способ носит название музыкотерапия, а его применение оказывает положительное влияние на организм, как взрослых, так и детей.

Немного истории

На то, что музыка оказывает воздействие на организм человека, указывали еще философы античного мира. Платон, Пифагор и Аристотель в своих трудах говорили о той целебной силе, которой обладает мелодия. Они считали, что музыка служит для установления гармонии и пропорционального порядка во всей Вселенной. Способна она также создать необходимый баланс в теле человека.

Применяли музыкотерапию и во времена Средневековья. Этот способ помогал в лечении болезней, которые вызывали эпидемии. В тот период в Италии данный метод широко применяли при лечении тарантизма. Это тяжелое психическое заболевание, причиной которого был укус тарантула (ядовитого паука).

Данный феномен впервые попытались объяснить лишь в 17 в. А спустя два столетия ученые стали проводить широкие исследования этого явления. В результате был установлен тот факт, что двенадцать звуков, входящих в октаву, обладают гармоничной связью с 12 системами человеческого организма. При направленном воздействии на наше тело музыки или пения происходят удивительные вещи. Органы приводятся в состояние повышенного уровня вибрации. Подобный процесс позволяет укрепить иммунную систему, улучшить обмен веществ и активизировать восстановительные процессы. В результате человек избавляется от недугов и выздоравливает.

Таким образом, музыкотерапия считается не только интереснейшим, но и весьма перспективным направлением. Ее применяют во многих странах мира в оздоровительных и лечебных целях.

Музыка и дети

Малыши, живущие в современном мире, большую часть своего времени проводят за компьютерными играми и у экранов телевизоров. Чаще всего родители не против такого занятия их ребенка. Ведь в это время в доме воцаряется тишина, и взрослые могут спокойно заниматься своими делами. Однако мамам и папам стоит помнить о том, что частое общение с компьютером и телевизором способно негативно сказаться на их малыше. Ведь нередко мультфильмы излучают откровенную агрессию, а в сюжетах кинолент много насилия и убийств. Все это отрицательно влияет на неокрепшую психику ребенка. А ведь бывает, что еще и не совсем ладятся отношения между родителями. В таком случае малыш получает настоящую психологическую травму. Он становится неуверенным в себе и замкнутым. Часто такие дети испытывают чувство страха и вины. Они боятся, что никому не нужны, и никто не способен их защитить. Помимо этого, у таких детей возникают вредные привычки.

Все это оказывает негативное влияние на взаимоотношения между детьми. А ведь в юном возрасте контакты со сверстниками играют чрезвычайно важную роль. Ребенку становится трудно входить в коллектив из-за неуверенности в себе и боязни, что его просто не примут.

Помочь в этом случае может музыкотерапия для детей. Она представляет собой психотерапевтический метод, позволяющий производить коррекцию эмоциональных состояний. Применение данной терапии приводит к быстрому устранению психического напряжения.

Огромная польза музыкотерапии для детей заключена и в ее способности устранять поведенческие проблемы, а также переживать возрастные кризисы, которые связаны с развитием малыша.

Музыка и дети
Музыка и дети

Гармонизирующее воздействие мелодий на психические процессы используется в работе с дошкольниками. При этом педагогом может быть использовано огромнейшее число методов. Независимо от того, какой из них будет выбран, занятия музыкотерапией для детей дошкольного возраста преследуют только одну цель. Она состоит в том, чтобы малыш начал осознавать себя и свое существование в окружающем мире.

Важность проведения занятий

Музыкотерапия для детей раннего возраста представляет собой особую форму работы с малышами. В этом случае педагогом используются различные мелодии, которые могут представлять собой либо записи на магнитофоне, либо игру на музыкальных инструментах, пение, прослушивание дисков и т. д.

Музыкотерапия в детском саду является прекрасной возможностью активизировать ребенка. Благодаря этому он начинает преодолевать имеющиеся в его сознании неблагоприятные установки, налаживает отношения с окружающими людьми, что улучшает его эмоциональное состояние. Помимо этого, музыкотерапия для детей дошкольного возраста необходима и для коррекции различных эмоциональных отклонений, речевых и двигательных расстройств. Помогает данная методика исправить отклонения в поведении, устранить коммуникативные затруднения, а также излечить разнообразные психосоматические и соматические патологии.

Помогает музыкотерапия и в развитии ребенка. Она создает оптимальные условия для воспитания у маленького человека вкуса и эстетических чувств, помогает ему раскрыть новые способности.

Использование музыкотерапии для детей раннего возраста способствует становлению их норм поведения и характера, а также обогащает яркими переживаниями внутренний мир маленького человека. Одновременно с этим прослушивание песен и мелодий позволяет решить задачу формирования нравственных качеств личности, эстетического отношения малыша к окружающему миру. При этом у детей воспитывается любовь к искусству.

Программы музыкотерапии

Специалисты отмечают, что сочетание традиционных средств и методов обучения с прослушиванием мелодий и песен позволяет значительно повысить уровень развития дошкольников. Это доказано и проведенными исследованиями. Музыкотерапия для детей дошкольного возраста может быть применена не только для психолого-педагогической коррекции, но и с лечебно-профилактическими целями. Возможности этого метода достаточно широки. При этом специалистом может быть выбрана определенная программа по музыкотерапии для детей дошкольного возраста из обширного списка, который имеется на сегодняшний день.

Программы музыкотерапии
Программы музыкотерапии

К. Швабе, являющийся одним из основателей подобного вида лечения, указывал на то, что в использовании звуков мелодий существует три направления:

  • функциональное (профилактическое);
  • педагогическое;
  • медицинское.

Музыкальные воздействия, которые являются составляющими данных направлений, в свою очередь, бывают:

  • опосредованные и неопосредованные, исходя из объема применения;
  • групповые и индивидуальные, отличающиеся способом организации занятий;
  • активные и поддерживающие, обладающие различным диапазоном действия;
  • директивные и недирективные, указывающие на тип контакта воспитанников с педагогом;
  • глубокие и поверхностные, что характеризует предполагаемый конечный контакт.

Рассмотрим некоторые из этих методов подробнее.

Индивидуальная музыкотерапия

Подобный тип воздействия может быть осуществлен в трех вариантах:

  • Отличительно-коммуникативный. При таком типе воздействия музыкальное произведение ребенок прослушивает вместе с педагогом. В этом случае мелодия способна улучшить взаимодействия между взрослым и его воспитанником.
  • Реактивный. Подобное воздействие способствует очищению.
  • Регулятивный. Этот тип воздействия позволяет устранить у ребенка нервно-психическое напряжение.

Эти формы на занятии музыкотерапии в детском саду могут быть применены отдельно друг от друга или же в комплексе.

Групповое прослушивание

Данный вид занятий по музыкотерапии в детском саду должен быть построен так, чтобы все участники процесса могли свободно общаться между собой. Только в этом случае занятия станут достаточно динамичными, ведь внутри группы непременно возникнут взаимоотношения коммуникативно-эмоционального характера.

Организация творческой деятельности является одним из лучших способов снятия напряжения. Особенно важно это для тех детей, которые не могут выговориться. Им намного проще заняться творчеством, где найдут выражение их фантазии. Рассказы для них очень сложны.

Пассивная музыкотерапия

Эта рецептивная форма воздействия, отличие которой заключается в том, что ребенок не принимает активного участия в занятии. В этом процессе он является простым слушателем.

Во время проведения занятий с использованием пассивной формы музыкотерапии в детском саду дошкольникам предлагается прослушать самые разные композиции или вслушаться в звучания, подобранные в соответствии с состоянием здоровья малыша и с этапом лечения. Такие мероприятия ставят своей целью смоделировать положительное эмоциональное состояние. Все это позволит ребенку выйти из травмирующей его ситуации посредством релаксации.

Рассмотрим варианты проведения пассивных занятий по музыкотерапии в работе с детьми.

  • Музыкальные картинки. На таком занятии ребенок воспринимает мелодию совместно с воспитателем. В процессе прослушивания педагог помогает малышу окунуться в мир предложенных произведением образов. Для этого ребенку предлагается сосредоточить свое внимание на музыкальной картинке. В течение 5-10 минут дошкольник должен находиться в мире звуков. Общение с музыкой окажет на дошкольника благотворное влияние. Для проведения таких занятий педагог должен использовать инструментальные классические произведения или звуки мира живой природы.
  • Музыкальное моделирование. На таких занятиях педагогам рекомендуется использование программы, в состав которой включены фрагменты различных по своему характеру произведений. Одни из них должны отвечать душевному состоянию дошкольника. Действие вторых произведений нейтрализует влияние предыдущего фрагмента. Третий тип музыки необходим для выздоровления. На этом этапе педагогом должны быть подобраны мелодии, обладающие наибольшим эмоциональным воздействием, то есть положительной динамикой.
  • Мини-релаксация. Проведение таких занятий музыкотерапии в детском саду способствует активизации мышечного тонуса воспитанников. Ребенок должен хорошенько почувствовать и понять свое тело, научившись расслаблять его при возникновении напряжений.

Активная музыкотерапия

Во время проведения занятий такой формы ребенку предлагается пение и инструментальная игра:

  • Вокалотерапия. Проводятся такие занятия по музыкотерапии в детском саду и дома. Вокалотерапия позволяет создать у малыша оптимистическое настроение. А для этого он должен петь песни, которые приведут в гармоничное состояние внутренний мир ребенка. В их текстах непременно должна звучать формула «Ты хороший, я хороший». Проведение вокалотерапии особенно рекомендуется эгоцентричным, заторможенным и депрессивным детям. Включают этот метод и при составлении программы по музыкотерапии для детей школьного возраста. При групповой вокалотерапии в процесс вовлекаются все дети, присутствующие на занятии. Но здесь специалисту необходимо учесть момент скрытости в общей массе и анонимности чувств. Участие в вокалотерапии позволят ребенку преодолеть расстройства контакта, утвердив собственные чувства к здоровому переживанию имеющихся телесных ощущений.
  • Инструментальная терапия. Этот вид лечения музыкой также позволяет сформировать оптимистичное настроение. При этом детям предлагается игра на музыкальном инструменте.
  • Кинезитерапия. Общая реактивность организма может быть изменена под воздействием различных средств и форм движения. Подобный процесс позволит разрушить патологические стереотипы, которые нередко возникают в период заболевания. При этом в сознании ребенка возникают новые установки, которые позволяют ему адаптироваться к окружающей действительности. На таких занятиях происходит обучение детей технике выражения своих эмоций с использованием движений тела. Это позволяет им достичь релаксации. Используется данный вид музыкотерапии в коррекционной работе с детьми. Такие занятия способствуют приведению в норму психологических и коммуникативных функций. Метод кинезитерапии включает в свой состав сюжетно-игровой процесс, ритмопластику, коррекционную ритмику, а также психогимнастику.

Интегративная музыкотерапия

В подобной методике, помимо прослушивания мелодий, педагог задействует и другие виды искусств. Он предлагает детям под музыку поиграть в игру, порисовать, создать пантомиму, сочинить рассказы или стихи и т. д.

Интегративная музыкотерапия
Интегративная музыкотерапия

Важным на таких занятиях является активное музицирование. Оно повышает самооценку ребенка, что способствует преодолению амбивалентности в поведении. Для того чтобы дети исполнили несложные пьесы, педагог может им дать самые простые инструменты, такие как барабан, ксилофон или треугольник. Подобные занятия, как правило, не выступают за границы поиска несложных гармонических, ритмических и мелодических форм, представляя собой некую импровизированную игру. Участвующие в подобном процессе дети развивают динамическую приспособляемость и полностью готовы к взаимному слушанию. В связи с тем, что подобные занятия являются одной из форм групповой музыкотерапии, во время их проведения все участники должны активно общаться друг с другом. Это позволит процессу быть максимально динамичным, что приведет к возникновению коммуникативно-эмоциональных взаимоотношений между детьми. Самое главное при этом — самовыражение ребенка посредством игры на предложном ему музыкальном инструменте.

Танцевально-двигательная терапия

Подобная форма занятий служит мостиком между сознательным и бессознательным миром. Танцевально-двигательная терапия позволяет ребенку выразить себя в движениях. Это позволит ему сохранить собственную индивидуальность и наладить контакт со своими сверстниками. Такие занятия являются единственным видом музыкальной терапии, требующим значительного свободного пространства. Во время танца у ребенка расширяется двигательное поведение, что позволяет ему осознать конфликты желаний и способствует проживанию отрицательных чувств. Подобное воздействие приводит к освобождению от негатива.

Танцевально-двигательная терапия

Танцевально-двигательная терапия

Особенно ценно для здоровья ребенка сочетание танца с пением или же импровизация движений под звуки классических мелодий. Терапевтической ценностью обладают и колебательные ритмичные движения, которые выполняются под музыку, имеющую три такта.

Лечение речевых расстройств

Музыкальная ритмика способствует устранению некоторых логопедических проблем. Среди них такое расстройство речевой функции, как заикание. Музыкотерапия для детей с нарушением речи проводится в виде подгрупповых занятий. При этом специалист предлагает своим подопечным ритмические игры, дыхательную гимнастику и воспроизведение мелодии в замедляющемся, а также в ускоряющемся темпе.

Используют музыку и в процессе самостоятельной работы. В этот момент отсутствует всякое речевое общение. Исключения составляют при такой музыкотерапии упражнения для детей в виде чтения под музыку. Специалист следит за тем, чтобы громкость звучания мелодии была строго дозированной. Звуки, которые слышат дети, не должны быть чересчур громкими, но и в то же время слишком тихими.

Разработка коррекционных программ по музыкотерапии и их дальнейшее использование для лечения детей с дефектами речи требуют совместного участия музыкальных педагогов и врачей-психологов.

Стоит отметить, что использование данной методики для устранения речевых патологий считается делом весьма эффективным и перспективным. Подобное стало возможно за счет сильнейшего воздействия музыки, которое она оказывает на эмоциональное состояние человека. Во время таких занятий, как показывает практика, происходит коррекция и развитие ощущений восприятия, что позволяет стимулировать речевую функцию и нормализовать просодическую сторону речи, то есть тембр и ритм, а также выразительность интонации.

Для детей, имеющих логопедические проблемы, разрабатываются специальные программы, в которых должны быть использованы только те произведения, которые непременно понравятся всем маленьким пациентам. Это могут быть музыкальные пьесы, хорошо знакомые детям. Главным условием для выбора произведения является тот фактор, что оно не должно отвлекать ребенка от главного, притягивая его своей новизной. Длительность прослушивания не превышает 10 минут во время одного занятия.

Лечение аутизма

Основной задачей методики музыкотерапии для коррекции состояния детей с подобным расстройством психики является налаживание слухо-вокальной, слухо-двигательной, а также зрительно-двигательной координации, которые впоследствии должны быть синтезированы в одной деятельности.

Лечение аутизма
Лечение аутизма

Основной принцип проведения занятий с детьми-аутами заключен в психической экологии. Он предусматривает наличие в начале и в конце занятий негромкой музыки. В период проведения работы специалист должен внимательно отслеживать изменения эмоционального состояния каждого маленького пациента, корректируя при необходимости интенсивность терапии. Кроме этого, занятия строятся по принципу прохождения от простого материала к сложному. В их структуру включают:

  • Ритуал приветствия.
  • Регуляционные упражнения, способствующие активизации двигательного, слухового и зрительного внимания.
  • Упражнения коррекционно-развивающего характера.
  • Ритуал прощания.

Музыкотерапия для детей с аутизмом выступает высокоэффективным средством устранения многих проблем.