Наглядно-практические методы обучения дошкольников

Наглядно-практические методы обучения дошкольников

Мышление человека основано на создании идеальных образов действительности, которые мы воспроизводим в уме. Эти образы формируются под влиянием жизненного опыта. Чтобы ребенок понял такие абстрактные понятия, как величина, цвет, число, размер и т. д., он должен видеть реальные предметы, держать их в руках, совершать с ними разнообразные операции. Особое значение приобретает наглядно-практический метод в обучении дошкольников, так как у них еще не сформировано логическое мышление.

Возрастные особенности

С 3 до 7 лет развитие ребенка проходит очень интенсивно. Малышам свойственна любознательность и желание исследовать окружающий мир. Они задают множество вопросов, пытаются приобщиться к миру взрослых через ролевые игры, подражание. Центральным новообразованием дошкольного периода становится воображение, т. е. умение создавать образы в уме.

Однако оно нуждается во внешней опоре. Малышам необходимо зрительно увидеть явление или предмет, чтобы потом представить его. Сравнение, обобщение, классификация возможны только в том случае, если ребенок оперирует реальными игрушками, дидактическими материалами. Выбирая методы и приемы обучения детей дошкольного возраста, необходимо учитывать эти особенности.

Использование наглядности

Познавательную деятельность у детей можно формировать начиная с первого года жизни. Основные методы и приемы обучения дошкольников делят на три группы: словесные, практические и наглядные. Особенность последних в том, что они не являются самостоятельными, а всегда используются в сочетании с другими методами. Тем не менее значение их достаточно велико, ведь дошкольники нуждаются в чувственно-зрительном восприятии изучаемых объектов.

Использование наглядности
Использование наглядности

В группу наглядных методов традиционно включают:

  • Наблюдение, когда дети сосредотачиваются на каком-то явлении или объекте (радуга, снегири на дереве, работа дворника и др.), выделяют его существенные признаки, происходящие с ним изменения.
  • Рассматривание картин, плакатов, схем, макетов, с помощью которых в воображении ребенка формируются статические наглядные образы.
  • Демонстрация мультфильмов, кинофильмов, спектаклей, слайдов, способствующих расширению кругозора и созданию динамических наглядных образов.

Практические методы и приемы обучения дошкольников

Рассматривая с малышами картинки или наблюдая за рыбками в аквариуме, взрослый прибегает к словесному объяснению, беседе. Однако ребенку проще запомнить и осознать те процессы, в которых он принимал непосредственное участие. Одно дело, если мальчик в фильме сравнивал длину бумажных полосок методом наложения. Другое дело, когда дошкольник сам воспроизводит это действие.

Практические методы и приемы обучения дошкольников
Практические методы и приемы обучения дошкольников

Практические методы, направленные на реальное преобразование предметов и дидактических материалов детьми, очень важны в этом возрасте. В их число включают:

  • Упражнение, когда ребенок многократно повторяет разученные действия.
  • Опыты и эксперименты, предполагающие создание специальных условий с целью выявления скрытых качеств объектов или связей между ними.
  • Моделирование, в процессе которого создается обобщенный образ предмета или явления (план комнаты, дом из кубиков, звуковая схема слова).
  • Игровой метод, когда дети включаются в воображаемую ситуацию, соревнуются между собой или подражают другим, одновременно развлекаясь и обучаясь.

Связь практических и наглядных методов

Сенсорный опыт — важное условие успешного развития ребенка. Прежде чем у человека сформируются умение решать примеры в уме, он много раз прибегает к помощи собственных пальцев. Эту особенность детей учитывали педагоги, разрабатывая свои дидактические материалы (например, М. Монтессори, супруги Никитины, Б. Зайцев). Кубики со слогами, рамки-вкладыши, буквы из бархатной бумаги служат средством наглядности и при этом с ними можно совершать практические действия, использовать в играх.

Информация, которую ребенок не только увидел, но и прожил, запоминается непроизвольно. Таким образом, наглядно-практические методы в обучении дошкольников играют решающую роль и становятся основой для возникновения логического мышления. Многократное повторение одних и тех же действий с реальными предметами приводит к тому, что малыш начинает воспроизводить их мысленно, замещать оригиналы моделями, схемами.

Дети с общим недоразвитием речи

Особое значение приобретают практические методы в обучении дошкольников с ОНР, у которых существуют трудности со словесным пониманием. Мышление и речь тесно связаны между собой. Невозможность высказать свои мысли и понять взрослого приводит к тому, что ребенок медленно думает, не умеет делать выводы и сравнивать объекты, путается в терминах, испытывает проблемы в понимании символов.

Дети с общим недоразвитием речи
Дети с общим недоразвитием речи

С такими детьми необходимо целенаправленно работать, используя невербальные задания. Специалисты рекомендуют:

  • учить детей составлять предмет из частей (мозаика, пазлы, аппликация);
  • формировать навык обобщения через выявление лишней картинки, группировку различных предметов по одному или нескольким признакам;
  • развивать воображение, предлагая детям превратить пятно или геометрическую фигуру в понятный рисунок;
  • работать над формированием образного мышления (узнавать предметы по контуру, рисовать план комнаты или игровой площадки, строить дома из конструктора по схеме).

Дидактические игры

Детям проще усваивать информацию, когда она подается в занимательной форме. Разновидностью практического метода обучения дошкольников стали дидактические игры с предметами (мозаика, вкладыши, сборные игрушки) или печатными материалами (карточки, лото, разрезные картинки).

Дидактические игры

Дидактические игры

Ребятишки знакомятся со свойствами объектов, учатся сравнивать их, находить отличия или подбирать пару, группировать, классифицировать. При этом они увлечены процессом, получают положительные эмоции. Производя игровые действия с кубиками или геометрическими фигурами, ребенок непроизвольно концентрируется на поставленной задаче, прочнее усваивает знания и не ощущает давления извне.

Инсценировки и драматизации

Еще один практический метод обучения дошкольников — имитация. Детям свойственно подражать взрослым, копировать действия животных, сказочных героев. Играя роль, включаясь в воображаемую ситуацию, они познают мир, отношения между людьми. Активно развивается речь.

Инсценировки и драматизации

Инсценировки и драматизации

Очень полезно ставить спектакли по мотивам прочитанных сказок, отправляться в воображаемые путешествия по странам и океанам, превращаться в представителей различных профессий. Дошкольники с удовольствием «проживают» интересный для себя материал, включая его таким образом в свой личный опыт. Это дает толчок к размышлениям, пробуждает воображение, развивает коммуникативные навыки и познавательные интересы.

Экспериментальная деятельность

Этот практический метод обучения дошкольников предполагает воздействие на объект с целью его изучения. Ребятишкам нравятся ставить элементарные опыты с водой во всех ее состояниях, глиной, песком, растениями, магнитами, наблюдать за происходящими на их глазах изменениями. Одновременно они учатся анализировать увиденное, делать выводы, включаются в поисковую деятельность.

Нередко практическая сторона происходящего (специальные инструменты, необычные материалы) вызывает у малышей больше радости, чем сделанное открытие. Поэтому важно перед постановкой эксперимента мотивировать дошкольников на узнавание новой информации. Для этого могут вводиться сказочные персонажи (письмо от Снежной Королевы, которая предлагает изучить волшебные свойства снега и льда). Заинтересовать ребят могут также наглядные пособия (книги, яркие плакаты, карточки) или проведенная предварительно дискуссия, во время которой высказываются предположения о результатах эксперимента.

Моделирование

Не всегда изучаемый объект можно увидеть или пощупать. В таком случае создается его заместитель (макет, схема, символическое изображение), в котором наглядно воспроизводятся исследуемые свойства или взаимосвязи. Моделирование как практический метод обучения дошкольников исследовали Журова Л. Е. (для звукового анализа слов), Парамонова Л. А. (при конструировании), Терентьева Е. Ф. и Ветрова Н. И. (для изучения природы), Логинова В. И. и Крылова Н. М. (для знакомства с трудом взрослых). Использование наглядных моделей облегчает процесс познания, так как делают скрытые свойства предметов доступными для детского восприятия.

Чтобы дошкольник мог работать с символическими аналогиями, у него должен иметься опыт замещения. Он формируется во время игр, когда малыши кормят куклу песком или превращаются в отважных капитанов, а также в творческой деятельности (рисование, лепка).

Младшие дошкольники работают с предметными моделями, которые воспроизводят конструктивные особенности своего аналога (постройки из конструктора, макеты, технические игрушки). К 5-6 годам дети уже могут создавать предметно-схематические модели, в которых объекты и их свойства обозначены графическими символами. Ярким примером могут служить календарь природы или модель слова, где звуки обозначены разноцветными кружками.

Практические методы обучения дошкольников формируют наглядно-образное и наглядно-схематическое мышление. Благодаря им малыши не только познают мир, но и начинают мыслить логически, заранее планировать свои действия, предвидеть их результаты и абстрагироваться от несущественных признаков объекта.