О чем разговаривать с детьми?

О чем разговаривать с детьми?

Той маме, которая работает, иногда бывает проще общаться с ребенком, чем пребывающей в декретном отпуске, ведь плотный график вынуждает за короткое время – например, за ужином или перед сном – обмениваться большим объемом информации о прошедшем дне. О чем же говорить с детьми и как это делать правильно? 

Общение с ребенком

Дети по своей сути открыты к общению. Их опыт пока формируется, и они, подобно губкам, вбирают в себя все, что может пополнить их картину мира. Порой щебет малыша может утомлять и даже раздражать: мама, не в силах вынести лавину вопросов, отсылает чадо к папе, или родители начинают спорить о том, кто сильнее устал на работе, и малыш находит отклик в фигуре другого взрослого. Ребенка нельзя выключить, попросить записать свои вопросы и задать их позже. Нельзя игнорировать, говорить «вырастешь, узнаешь», обещать ответить потом и не сдержать слово. В идеале, вам нужно научиться получать удовольствие от детского общения, ведь в ходе его вы и сами можете обогатить свой интеллектуальный багаж.

Для малыша родители – люди, знающие все обо всем. И вам, как бы это ни было сложно, придется это заблуждение поддерживать. Берите отсрочку, пообещав рассказать на утро, а когда маленький умник уснет, гуглите. Пользуйтесь «звонком другу» – отправляйте к папе. Вместе ищите ответы в энциклопедиях и на YouTube.

Есть и другие дети – интроверты. Это не повод беспокоиться, просто с такими детками сложнее говорить: они менее явно выражают чувства, склонны уходить в себя и замыкаться. А каково родителям-интровертам? Им приходится переступать через себя, буквально силком заставлять говорить и делиться личным, ведь только мама, папа и ближайшие родственники обеспечивают ребенку первичную социализацию. Особенно, если он не посещает сад. Это большая ответственность – знакомить маленького человечка с миром.

Общение с ребенком
Общение с ребенком

Как строить диалог с ребенком?

  1. Не дрессировать

Когда говорите с детьми, не занимайте позицию ментора. Учителя у него будут в школе, начальники – на работе, да и жизнь еще не раз щелкнет по носу. Не нужно разыгрывать из себя классную даму из пансиона, достаточно просто быть мамой или папой, которые внимательно и с уважением слушают ребенка. Он личность со своим мнением, со своими желаниями, своими убеждениями, пусть пока они не отесаны жизненным опытом. Говорите на равных, строя беседу «субъект-субъект», а не «субъект-объект», в которой малыш выступает в роли объекта воспитания.

  1. Подавать пример

Иногда взрослый не может определить для себя и объяснить другим, что чувствует, а ребенку это в сотни раз труднее. Учите его говорить и выражать эмоции. «Ты что, не мог сказать..?», – в сердцах бросаете вы. Не мог. Вы не научили.  

Говорите о себе с ребенком, показывая, как можно выразить эмоции разными способами. Используйте «Я-послания» – это когда вы говорите о ситуации с точки зрений своих чувств. Спрашивайте его: почему он сейчас топнул ногой, злится ли он, хочет ли он сердиться на вас дальше, чего он боится и как ему удобнее преодолеть робость. Если он стесняется спросить у продавца, сколько стоит шоколадный пломбир, не нужно «взбадривать» его, насмехаться над трусостью и оперировать аргументами по типу «будь смелее, ты же мальчик». Скажите ему, что сейчас спросите сами, а в следующий раз он сделает по образцу.

Подавать пример
Подавать пример
  1. Находить темы

Ошибкой многих мам и пап является то, что они спрашивают ребенка о его действиях, а не о нем самом. Ты сделал уроки? Что проходили в школе? Пообедал в буфете? Что сказал тренер? Эти контрольные вопросы могут спровоцировать лаконичные ответы типа «Ага», «Нормально», «Ничего».

Лучше спрашивать о чувствах, впечатлениях, событиях. Как твой денек? Задали что-то интересное в школе? Чем занимались с ребятами в форточку? Почему ты грустишь? Детенышу волей-неволей придется рефлексировать – вспоминать произошедший день, анализировать свои поступки, оценивать ситуацию, формулировать, облекать ее в слова. Для вас это шанс узнать, что происходит в жизни сына или дочери, когда вы не рядом.

Польза в том, что сначала вы задаете вопросы, а со временем ребенок сам рассказывает вам о своих буднях, сам инициирует разговор, а потом начинает интересоваться и вашим днем.

Находить темы
Находить темы
  1. Уметь молчать

Ребенок имеет право быть молчаливым. Он может отказаться говорить, и не нужно тянуть из него слова клещами. Дайте понять, что вы рядом, что любите его, и в случае чего, он может вам довериться.

  1. Веселиться вместе

Очень способствуют разговорам общие воспоминания. А получить их можно, только создавая моменты: семьей отправиться на матч, посетить выставку насекомых (и всю дорогу домой обсуждать, как же там было скучно), пойти в парк на аттракционы (и сносить потом шутки по поводу того, как вы пищали на горках), приготовить домашнюю шаурму или собрать папу на рыбалку. Что угодно, что сблизит вас посредством положительных эмоций и совместной деятельности.

Веселиться вместе
Веселиться вместе
  1. Завести ритуал

Придумайте традицию. Необязательно сутки напролет говорить, родителям тоже нужно время друг для друга и собственных мыслей. Вы можете отвести определенное время для важных бесед – в ванной перед сном, по пути из школы, за ужином, когда все собираются вместе. Телефон отложить, лицо из уставшего сделать заинтересованным, слушать и слышать. Можно даже гладить по голове или обнимать: тактильный контакт очень важен.

  1. Не имитировать сленг

Если с младенцем можно всласть поагукать и натетешкаться, то дети постарше ненавидят, когда мать и отец копируют их сленг. Подростки стремятся всячески подчеркнуть свою автономность, и если вы начнете сыпать их словечками, то это сочтут интервенцией, захватом «предками» территории, сдвижением личных границ.

Не имитировать сленг
Не имитировать сленг
  1. Поиграть

Маленькие дети обожают играть в монодраму. Малыш выбирает себе игрушку – образ себя, вам вручает другую – это уже вы, и придумывает диалог. В ходе таких бесед понарошку вы, однако, можете узнать многие детали, о которых ребенок расскажет только в игровой форме. Важно прислушиваться к фантазиям, потому что за ними кроются истинные переживания. Например, в игре вдруг выясняется, что бегемотик обижен на слоненка, или кукла Саша отправлена в угол, потому что дерется. Это повод для вас задуматься, на основе какого опыта малыш воссоздает сюжет.

Поиграть
Поиграть
  1. Рассказывать сказки

Сказки любят все. Даже во взрослом мире рекламы и маркетинга практикуют сторителлинг – рассказ историй. Придумывайте сюжеты, вплетая в них ситуации из жизни. Некоторые дети просто обожают рассказы на тему «как я родился». Они могут бесконечно слушать про то, как появились в животике, как росли внутри мамы и как наконец появились, розовенькие, на свет.

Часто мы недооцениваем память и внимательность чада, однако дети фиксируют мельчайшие детали, и вам придется блюсти канон. Отклонение от сюжета вызывает болезненную реакцию, словно вы нарушаете традицию. Возможно, за раздражением малыша и желанием слушать один и тот же вариант сказки кроется потребность чувствовать безопасность, опору, стабильность своей картины мира.

Просто говорите, и делайте это искренне. Вы даже не представляете, сколько интересного могут рассказать дети, и какой ценный опыт мы можем у них перенять.