Пальчиковая гимнастика для старшей группы

Пальчиковая гимнастика для старшей группы

Для каждого родителя, несомненно, важно развитие его ребенка. Важно, чтобы развитие было равномерным и своевременным. Известно, что все психические процессы взаимосвязаны между собой и очень часто развиваются в комплексе. Даже сами упражнения и игры подразумевают одновременное развитие нескольких процессов. К таким упражнениям относится также и пальчиковая гимнастика.

При ее выполнении не только происходит развитие тонкой моторики и коордницанионных действий пальцев рук, но и совершенствуется речь. Этот процесс наиболее необходим в старшем дошкольном возрасте, ведь речь в этот период нуждается в повышенном внимании со стороны взрослых. В этом возрасте особенно нужно расширять словарный запас ребенка, переводить пассивный словарь в активный, следить за правильностью произношения и т. д. Давайте разберемся, чем же все-таки так хороша и полезна пальчиковая гимнастика для детей старшей группы.

Что это такое?

Пальчиковая гимнастика — это комплекс игровых упражнений, в основу которых положена инсценировка текстов различной сложности (стихи, потешки, рассказы и т. д.) при помощи пальцев рук. Эти упражнения имеют комплексное развивающее воздействие, так как совершенствуют не только речевую деятельность, но и всю высшую нервную деятельность (ВНД) в целом. Данный вид гимнастики крайне полезен детям, имеющим отставание в развитии.

Чем полезны пальчиковые игры?

Чем полезны пальчиковые игры?
Чем полезны пальчиковые игры?

Такие упражнения оказывают положительное влияние на мышление ребенка. В процессе выполнения движений и проговаривания текста увеличивается работоспособность коры больших полушарий и стимулируются необходимые для мышления зоны.

Пальчиковая гимнастика развивает также и эмоционально-волевую сферу ребенка. Благодаря этому ребенок учится подражать действиям взрослых, понимать инструкции, заставлять себя выполнять необходимые действия, вслушиваться в речь взрослых, понимать ее и самостоятельно проговаривать текст. Кроме того, этот прием можно использовать для создания благоприятной атмосферы, для знакомства с ребенком или в качестве организационного момента перед занятием.

Также у детей развивается внимание, в частности произвольное. Это умение очень поможет вашему ребенку в школе, ведь благодаря произвольному вниманию ребенок сможет целенаправленно овладевать школьной программой.

Как мы уже поняли, при использовании пальчиковых игр развивается речь. Когда ребенок просто слушает ваше сопровождение, это помогает ему воспринимать правильную литературную речь на слух и понимать смысл фраз. Этот навык окажется полезным в школе, когда необходимо будет анализировать стихотворения. А вот когда ребенок будет сам проговаривать текст сопровождения, это поможет сделать речь ясной, красивой, ритмичной и яркой.

Память во время данных упражнений также развивается, поскольку ребенку необходимо запомнить положение пальцев рук, порядок движений и текст.

Кроме того, затрагиваются такие процессы, как фантазия и воображение, ведь необязательно придерживаться определенного текста, можно и самим придумывать целые истории, показывать пальчиковые представления.

В процессе регулярного использования пальчиковой гимнастики движения пальцев рук ребенка становятся более координированными, увеличивается объем движений, сами пальчики становятся крепкими и сильными, а это поможет в дальнейшем при овладении письмом.

Механизм воздействия пальчиковой гимнастики на головной мозг

Показатель сформированности речи ребенка всегда связан со степенью развития пальцевой моторики. Можно диагностировать уровень речевого развития лишь посмотрев на то, как ребенок выполняет пальчиковые упражнения. Известно, что у детей с отставанием в развитии речи пальчики рук слабые, малоподвижные, а их движения неточные и несогласованные.

При выполнении ребенком ритмических движений пальцами усиливается слаженная работа лобных (зона Брока) и височных (зона Вернике) отделов мозга, то есть речевые зоны развиваются благодаря импульсам, которые поступают от пальцев рук. Выполнение упражнений приводит к возбуждению в речевых зонах.

В коре головного мозга двигательные и речевые центры — самые ближайшие соседи. При выполнении движений пальчиков и кистей возбуждение от двигательного центра переходит на речевые центры коры, что приводит к внезапному повышению работоспособности речевых зон.

Можно с уверенностью сказать, что тренировка при помощи пальчиковой гимнастики содействует речевому развитию детей.

Пальчиковая гимнастика в старшем дошкольном возрасте

Пальчиковая гимнастика в старшем дошкольном возрасте
Пальчиковая гимнастика в старшем дошкольном возрасте

Интенсивное развитие устной речи начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают своей зрелости. В. М. Бехтерев всегда указывал на взаимосвязь развития ручной моторики и речи.

В каждом возрасте мелкая моторика рук имеет характерные черты, и Е. М. Мастюкова описала их следующим образом:

  • В 1-2 года ребенок может держать до двух предметов в одной руке, выполнять определенные рисунки карандашом, переворачивать картонные страницы детских книг, ставить кубики в виде башни, один на один, складывать пирамидку.
  • В 2-3-летнем возрасте ребенок уже способен открывать ящик и высыпать его содержимое, играть с такими материалами, как песок и глина, рисовать узоры пальцами, нанизывать бусы, строить более сложные фигуры из кубиков. Также ребенок более уверенно держит карандаш пальцами.
  • С 3 до 5 лет ребенок уже рисует цветными мелками, способен сложить бумагу, делает поделки из пластилина, определяет предметы в мешке тактильным способом, может самостоятельно зашнуровать ботинки.

Однако развитие двигательных функций не останавливается в 5 лет, оно продолжается до 6-7 летнего возраста, а то и вовсе не прекращается, ведь даже взрослые люди могут совершенствовать свою мелкую моторику с помощью вышивания, плетения из бисера и прочего.

Можно сделать заключение, что заниматься с ребенком пальчиковой гимнастикой можно уже с одного года жизни, но наиболее подходящий для этого возраст — это старший дошкольный.

Виды пальчиковой гимнастики

Пальчиковая гимнастика для старшей группы подразумевает выполнение трех групп упражнений:

  • Упражнения для кистей рук, которые содействуют развитию подражательной способности, напрягают и расслабляют мышцы кисти, учат сохранять статическое положение и переключаться с одного положения на другое.
  • Статические упражнения для пальцев требуют более точных движений.
  • Динамические упражнения для пальцев вырабатывают дифференцированную координацию движений.

Для детей старшей группы пальчиковая гимнастика может подразделяться на пассивную и активную. Пассивная хорошо подходит для начального подготовительного этапа работы, а также пригодится в работе с безречевыми детьми. В нее входит массаж кистей и пальцев рук. Он не должен доставлять детям какие-либо неприятные ощущения, поскольку подразумевает в основном поглаживания и легкое массирование. Массаж предназначен для подготовки и разогревания мышц рук. Его можно использовать в качестве приема для налаживания психоэмоционального контакта с ребенком в процессе вступительной беседы. Однако здесь нужно быть очень осторожным, чтобы не спугнуть ребенка, потому что не все дети позволяют прикасаться к себе чужим людям.

Активная пальчиковая гимнастика для старшей группы включает в себя описанные выше группы упражнений.

Также пальчиковую гимнастику по содержанию можно разделить на соответствующие разновидности:

  • Игры-манипуляции типа «Сорока-белобока», «Мы делили апельсин», «Моя семья». С их помощью у ребенка развивается воображение, так как нужно представлять вместо пальчиков другие образы.
  • Сюжетные пальчиковые игры. Можно применять самые различные темы и придумывать мини-истории.
  • Пальчиковые кинезиологические упражнения типа «Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос», в которых необходимо менять положения рук под заданный темп.
  • Пальчиковые упражнения с элементами массажа, где используют такие приемы, как разминка, растирка, давление, щипание (от периферии к центру).
  • Пальчиковые упражнения со звуковым сопровождением, в качестве которого могут выступать отдельные звуки и слоги, потешки, рассказики или стихотворения.

Цель пальчиковых упражнений

Цель пальчиковой гимнастики в старшей группе — борьба с умственной усталостью, снятие напряжения артикуляционного аппарата, повышение тонуса организма и общий оздоравливающий и развивающий эффект.

Цель пальчиковых упражнений

Цель пальчиковых упражнений

Задачи пальчиковых игр

Среди задач, которые реализуются в процессе применения пальчиковой гимнастики, можно назвать следующие:

  • Интенсивное развитие речи.
  • Коррекция речевых нарушений.
  • Подготовка руки к овладению навыком письма.
  • Развитие ВПФ.
  • Развитие эмоционально-волевой сферы.

Правила и техника выполнения упражнений

При проведении пальчиковой гимнастики с детьми следует придерживаться конкретных правил:

  • Включать в гимнастику все виды упражнений и отрабатывать последовательно все упражнения, начиная с первой группы.
  • Игровые манипуляции должны постепенно усложняться.
  • Для начала игры необходимо желание самого ребенка.
  • Нельзя применять гимнастику, если вы сами утомлены и у ребенка плохое самочувствие.
  • Непозволительно утомление ребенка в процессе игры.

Как и в любой деятельности, в проведении пальчиковой гимнастики для старшей группе детского сада имеется определенная последовательность этапов:

  • Сначала воспитатель просто демонстрирует ребенку игру.
  • Далее воспитатель показывает игру на пальцах ребенка.
  • Педагог и ребенок выполняют движения вместе, при этом взрослый сам проговаривает текст сопровождения.
  • Ребенок осуществляет действия самостоятельно при необходимой помощи со стороны воспитателя, который говорит слова.

Методика проведения пальчиковой гимнастики в этом возрасте также имеет свою специфику:

  • непосредственно перед гимнастикой нужно провести подготовительную работу с ребенком: обсудить тему и содержание, отработать требуемые жесты и композиции пальцев;
  • обязательно нужно проводить разогревающие манипуляции, например легкие поглаживания рук до ощущения ребенком тепла;
  • упражнения выполняются в неспешном темпе, от 3 до 5 раз, сперва каждой рукой по отдельности, а после чего двумя руками одновременно;
  • выполняя упражнения, необходимо использовать все пальцы руки;
  • важно во время игры следить за правильностью выполнения движений;
  • выполняемые упражнения должны приносить ребенку приятные ощущения и радость, а не доставлять дискомфорт;
  • инструкции и поправки в ходе выполнения гимнастики должны даваться спокойным, доброжелательным тоном, кратко, понятно и четко;
  • при необходимости нужно оказывать помощь отдельным детям.

Примеры пальчиковой гимнастики для старшей группы

Для детей данного возраста пальчиковую гимнастику проводят в основном перед началом занятий по рисованию, лепке или аппликации, однако если у группы в детском саду логопедический или дефектологический профиль, то пальчиковая гимнастика в таком случае может проводиться в любое время. К тому же этот вид гимнастики можно проводить не только индивидуально с ребенком, но и в группе детей. Также при проведении упражнений могут использоваться различные материалы (су-джок, мячики с шипами или различными наполнителями, мелкие шарики, природные материалы: орехи, каштаны, камешки, желуди и т. д.).

Для большей эффективности проводят комплекс пальчиковой гимнастики в старшей группе, который опирается на лексические темы, проходимые на занятиях. В стихотворной форме лучше происходит запоминание всевозможных наименований. Целесообразно применение игр с названиями месяцев, дней недели, времен года, частей тела. Даже взрослому человеку легче запомнить сложные названия и правила, особенно если их много, если они будут представлены в интересной стихотворной форме. Совокупность движений и тематических стихов, оказывают содействие активизации пассивного словаря, увеличивают заинтересованность изучаемой темой.

Например, пальчиковая гимнастика «Весна» в старшей группе может проводиться в течение четырех недель. Однако на протяжении этого времени необходимо менять игровые упражнения и усложнять задачи. Пальчиковая гимнастика «Насекомые» в старшей группе может быть применена в различное время года. Здесь в стихотворной форме можно изучать насекомых, которые не спят зимой или просыпаются весной, а также тех, которые водятся только летом. Также можно делить насекомых на опасных и безопасных. Пальчиковую гимнастику по теме «Транспорт» в старшей группе можно проводить в начале учебного года, в середине и в конце (для проверки усвоенного материала), а также при изучении определенного вида транспорта.

Как видите, тематика пальчиковых игр может быть разнообразной, а диапазон применения варьироваться в зависимости от решаемых задач или желания самого ребенка. Пальчиковые упражнения — это настолько гибкий материал для развития ВПФ ребенка, что его можно применять когда угодно и на какую угодно тему, в любом случае будет оказываться развивающее и оздоравливающее воздействие.

Далее представлены несколько примеров гимнастики. Например, пальчиковая гимнастика «Рыбы» в старшей группе:

Пять миленьких рыбок

Резвились в реке, (руки прижаты друг другу ладонями, слегка округлены; выполняются плавающие движения по воздуху)

Прибило большое

Бревно на песке, (положение рук прежнее; поворачиваем их с боку на бок)

А рыбка и молвит:

«Нырять тут легко!» (положение рук прежнее, выполняются ныряющее движение в воздухе)

Вторая сказала:

«Но здесь глубоко» (качаем руками из стороны в сторону).

А третья зевала:

«Так хочется спать!» (положение рук прежнее, поворачиваем внешней стороной одной из рук).

Четвертая стала

Чуть-чуть замерзать (изображаем руками дрожь).

А пятая молвила:

«Здесь крокодил! (положение рук прежнее, имитируем открывающийся и закрывающийся рот крокодила).

Уплывайте скорей,

Чтобы не проглотил!» (руки снова сомкнуты, имитируем уплывающих рыбок).

А вот пальчиковая гимнастика «Животные» в старшей группе:

Мы сейчас расскажем вам (сжимать и разжимать пальцы в кулак)

Про детенышей и мам: (на каждое название загибать пальцы)

У кошки есть красивые котята,

У собаки – непослушные щенята,

У коровы – пегие телята.

У кролика – трусливые крольчата,

А у мамы – шаловливые ребята.

Пальчиковая гимнастика «Весна» в старшей группе:

Шумят все громче дятлы,

Синички вышли петь (пальцы рук складываем «клювиком», качаем ими).

Выходит утром солнце,

Чтобы землю обогреть (руки изображают «ковш», поднимаем руки над головой и раскрываем ковш, как солнышко, ребра ладоней остаются прижатыми).

Выходит утром солнце,

Чтобы землю обогреть (движения те же).

Текут ручьи под горку,

Исчез уж весь снежок (имитируем текущие ручьи — руки повернуты ладонями вниз, пальцы вместе, выполняем плавные волнообразные движения сверху вниз).

А из-под желтой травки (руки снова изображают «ковш»)

Уже растет цветок… («ковш» раскрывается, кисти остаются сомкнутыми, пальцы растопырены, полусогнуты)

А из под желтой травки

Уже растет цветок… (движения те же)

Раскрылся колокольчик (руки опираются на локти, пальцы сжаты в кулак)

В тени там, где леса (постепенно кулак разжимается, образуя чашечку колокольчика),

Динь-динь, поет тихонько (покачиваем получившимся колокольчиком, произнося «динь-динь»),

Динь-динь, идет весна.

Динь-динь, поет тихонько,

Динь-динь, идет весна.

Пальчиковая гимнастика «Птицы» в старшей группе:

Сколько птиц к кормушке утром прилетело?

Мы сейчас расскажем, посчитаем смело (работаем кулачком).

Две вороны, соловей,

Шесть синиц и воробей,

Дятел в пестрых перышках (на каждое название загибать пальцы).

Мы насыпем зернышек (вновь работаем кулачком).

Пальчиковая гимнастика «Цветы» в старшей группе:

Раз — ромашка, два – тюльпан,

Три — пион из жарких стран (на каждое название загибать пальцы).

Соберем большой букет

И поставим на буфет (работаем кулачком).

Пальчиковая гимнастика «Насекомые» в старшей группе:

Я — зеленый майский жук (сжимаем пальцы в кулачок).

Облетаю все вокруг (указательный палец и мизинец развести в стороны),

Над полянками жужжу,

А зовут меня Жу-Жу (пошевелить указательным пальцем и мизинцем).

Не кусай, комарик злой, —

Убегаю я домой (перебирать пальцами по столу).

Залетела к нам вчера

Полосатая пчела.

А за нею шмель-шмелек

И красивый мотылек (на каждое название загибать пальцы),

Три жука и стрекоза,

Как фонарики глаза (имитируем очки — подносим к глазам сомкнутые в круг большой и указательный пальцы).

Пожужжали, полетали (машем руками),

От усталости упали (руки падают ладонями на стол).

Пальчиковая гимнастика «Космос» в старшей группе:

Солнце — главная звезда (левая рука изображает Солнце — пальцы расставлены и слегка округлены, будто держат шарик),

А вокруг – планеты (правая рука изображает планеты — сжатый кулачок «летает» вокруг «Солнца).

И летают – кто куда (выполнять «летающие» движения левой рукой справа налево)

Быстрые кометы (выполнять «летающие» движения правой рукой слева направо).

Пальчиковая гимнастика «Май» в старшей группе:

Мы лопатки взяли, грядки прокопали.

Раз-два! Раз-два! (имитируем движения лопатой)

Грабли тоже взяли,

Грядки расчесали:

Раз-два! Раз-два! (имитируем движения граблями)

Семена рядами

В землю набросали:

Раз-два! Раз-два! (имитируем разбрасывание семян)

Вырастай скорей, бутон, (пальцы сложить «клювиком»)

Распусти цветок — пион! (раскрыть пальцы обеих рук)

Пальчиковая гимнастика «Транспорт» в старшей группе:

Идет на взлет,

Идет на взлет,

Винты вращая вертолет (вращаем руками над головой).

Идут туда (движение руки вправо),

Идут сюда (движение руки влево),

По новым рельсам поезда (вращаем прямыми ладонями перед собой),

А теплоходы, корабли (имитируем нос корабля, складываем руки «домиком» и направляем от себя, будто рассекая волны)

Уходят в море от земли (машем ладошками, будто прощаясь).

Советы по выполнению гимнастики

  • Проводя пальчиковую гимнастику, нужно обязательно садиться друг напротив друга, лица взрослого и ребенка должны находиться на одном уровне, руки взрослого должны быть в зрительной доступности для ребенка (как и руки ребенка для воспитателя).
  • Занятия необходимо проводить ежедневно около 5 минут. Поэтому проведение пальчиковой гимнастики является задачей не только воспитателя, но и родителя.
  • Упражнения должны быть ребенку знакомы, это подразумевает, что нельзя постоянно использовать новые пальчиковые игры, перенасыщать ими ребенка. Нужно выбрать две-три игры для начала и применять только их, а со временем, когда ребенок уже будет выполнять их без вашей помощи, можно вводить постепенно новые задания.
  • Также не рекомендуется сразу требовать от ребенка и выполнения движений пальцами, и проговаривания текста сопровождения. Из-за особенностей внимания ребенка старшего дошкольного возраста, особенно если у него имеется отставание в развитии, ребенок может потерять интерес к игре, не сумев распределить внимание на движения и текст одновременно.
  • Если ребенок отказывается играть, никогда не заставляйте его. Постарайтесь выяснить причины такого поведения, возможно, следует усложнить или упростить задание, поменять его вовсе.
Советы по выполнению гимнастики
Советы по выполнению гимнастики

Итак, мы выяснили, что пальчиковая гимнастика для старшей группы чрезвычайно важна и применять ее стоит без опасений, ведь противопоказаний у этого метода развития и коррекции нет.