Сенсорные комнаты для детей

Сенсорные комнаты для детей

Для гармоничного развития, ребенку важно получать разнообразные эмоции и ощущения. Жизнь в современной городской среде во многом является оторванной от природы и естественной физической активности, поэтому часто приходится искать дополнительные возможности, чтобы приобрести необходимый двигательный и чувственный опыт. Одним из способов восполнения нехватки ощущений могут стать сенсорные комнаты для детей.

Предназначение

Сенсорная комната — это специальное помещение, предназначенное для стимуляции восприятия через органы чувств. Часто ее называют комнатой для релаксации, однако расслаблением ее ценность не исчерпывается. Благодаря специальному оборудованию в сенсорной комнате создается среда, помогающая человеку нужным образом воздействовать на зрение, слух, обоняние, осязание, что способствует обретению гармонии с собой и окружающим миром, учит обращать внимание на работу своего тела и разбираться в оттенках своих ощущений.

Важность сенсорной комнаты для детей заключается в ее развивающем значении. Дело в том, что сенсорное восприятие играет особенно большую роль в первые годы жизни: дети знакомятся с реальностью через органы чувств и это влияет не только на их физическое и психическое состояние, но и на формирование мозга. Если ребенок не получает необходимые ощущения, это будет негативно сказываться на его развитии и в будущем может привести к разнообразным проблемам. Сенсорная комната может помочь ребенку приобрести соответствующий опыт: здесь он, играя, тренирует свой вестибулярный аппарат и мелкую моторику, открывает для себя разнообразие тактильных ощущений, звуков, цветов и запахов. Это способствует не только нормализации психического состояния и совершенствованию органов чувств, но и проявлению интереса к окружающему миру и развитию способностей.

В сенсорной комнате дети чувствуют себя в безопасности, поэтому они могут открыто проявлять себя, экспериментировать, творить, пробовать новое. Там могут проходить занятия, развивающие мышление, воображение, социальные навыки. Работа с детьми в сенсорной комнате проходит в форме игры, главное здесь – вызвать искренний интерес и открытость ребенка.

Виды

Сенсорные комнаты делятся на два вида: пассивные (темные), которые расслабляют и успокаивают, и активные (светлые) — тонизирующие и побуждающие к действию. Это различие достигается через использование разных стимулов. Например, комната для релаксации обычно затемненная, там стоит принимающая форму тела мягкая мебель, звучит умиротворяющая музыка. Ее предназначение — гармонизация психологического состояния, восстановление после стресса, отдых, расслабление.

Активные сенсорные комнаты, напротив, тонизируют ребенка и заряжают его энергией. Там проводятся активные игры и физические занятия, направленные на развитие общей и мелкой моторики, чувственного восприятия, а также мышления, творческих и социальных навыков. Эти комнаты освещаются дневным либо ярким электрическим светом, там могут использоваться интенсивные звуковые и цветовые эффекты с интерактивными свойствами, которые меняются в зависимости от действий ребенка, сенсорные панели, разнообразные фактурные поверхности и предметы – то, что притягивает внимание и побуждает к действиям. Активные сенсорные комнаты для детей могут иметь спортивные элементы (например, различные тренажеры) для физкультуры и игр.

Достаточно сложно совмещать в одной сенсорной комнате одновременно и успокаивающие, и возбуждающие элементы, однако она может делиться на разные зоны: пассивную и активную.

Необходимое оснащение

Оборудование для сенсорной комнаты для детей зависит от ее предназначения.

Мебель в пассивной сенсорной комнате, принимающая форму тела, удобная и безопасная, пол и стены часто отделаны чем-то мягким (коврики, подстилки). Там могут использоваться приспособления для массажа, способствующие расслаблению мышц: разнообразные массажные тренажеры и валики. Большое внимание в пассивной сенсорной комнате уделяется осветительным приборам. Ее успокаивающая атмосфера достигается благодаря использованию источников неяркого, но завораживающего света: фиброоптического волокна, воздушнопузырьковых колонн, световых фонтанов, проекторов.

В активной сенсорной комнате обычно используется яркое освещение и тонизирующие звуки. Там могут находиться разнообразные тренажеры для тренировки баланса и стимуляции мышц, наборы для подвижных игр. Один из самых популярных элементов сенсорной комнаты (как активной, так и пассивной) — бассейн, наполненный пластиковыми шариками. Игра в нем сопровождается необычными ощущениями, похожими на чувство невесомости, и является хорошей тренировкой вестибулярного аппарата, координации движения и мелкой моторики. Также в активной сенсорной комнате применяются специфические приспособления, например, сенсорные или светозвуковые интерактивные панели, экраны для рисования песком.

Оборудование для сенсорных комнат для детей-инвалидов должно принимать во внимание их особенности (например, ребенку в инвалидном кресле что-то может оказаться недоступным просто технически), однако в целом они предназначены для всех: для детей и взрослых, для здоровых или обладающих ограниченными возможностями.

Классификация сенсорных стимулов

Важной особенностью сенсорной комнаты является одновременное воздействие на разные органы чувств. При этом возможно объединить различные направления сенсорной стимуляции, чтобы создать у человека целостную картину, научить его связывать воедино свои ощущения, обращать внимание на то, как они усиливают друг друга или, наоборот, ослабляют. Рассмотрим вкратце каждое из направлений.

Обоняние

Метод, который работает с запахами, называется ароматерапией. В сенсорных комнатах чаще всего используются эфирные масла (однако можно попробовать использовать и сами растения, например, дать ребенку понюхать корку апельсина или пахучую и колючую веточку сосны — это будет и обонятельное, и осязательное ощущение). В зависимости от предназначения запахи делятся на тонизирующие (цитрусовые, бергамот, розмарин, лимонник и т. д.) и расслабляющие (мята, ладан, шалфей, лаванда и т. д.).

Зрение

Направления, работающие с тем, что мы видим – это светотерапия, или цветотерапия. Работа со светом особенно важна в темное время года, когда недостаток солнца вызывает так называемые сезонные депрессии. Яркость света влияет на наше состояние тонизирующе, а его отсутствие усыпляет. Также для воздействия на психологический настрой можно использовать разные цвета. Теплые (оранжевый, красный) – стимулируют, а холодные (синий, фиолетовый, зеленый) – успокаивают. Кроме того, работа с цветом может быть хорошей диагностикой: любимые цвета и цветовые тесты показывают психологическое состояние человека, его бессознательные чувства.

Слух

Работающий со звуками и музыкой метод называется звукотерапией. Звук – это волна, которая не только воздействует на барабанные перепонки (поэтому мы слышим), но и резонирует с нашими внутренними органами; на этом и базируется его терапевтический эффект. Правильно подобранная музыка способна облегчать боль, расслаблять или, наоборот, возбуждать. В занятиях с детьми в сенсорной комнате можно применять все, что звучит: различные инструменты, барабаны, колокольчики, интерактивные звучащие панели. Эта терапия тоже бывает активной и пассивной, в первом случае ребенок сам играет на музыкальном инструменте, или каким-то образом создает разные звуки, во втором – просто слушает.

Осязания и вестибулярный аппарат

С движениями и прикосновениями работают различные телесные практики. Работа с физическими ощущениями важна не только для тренировки мышц, но и для гармоничного психологического состояния и развития. Сенсорные комнаты хорошо подходят для развития у детей правильной физической активности, моторики, осязания, тренировки вестибулярного аппарата. Здесь ребенок может свободно экспериментировать со своим телом: кувыркаться, играть в сухом бассейне, ходить босиком по разным фактурам и так далее.

Зачем нужна сенсорная стимуляция?

Тот или иной позитивный эффект от работы со своими органами чувств может получить каждый. Причем в зависимости от особенностей человека результат будет разным: например, гиперактивным детям занятия в сенсорной комнате помогают справиться с чрезмерным возбуждением, а замкнутому ребенку – открыться, и в безопасной обстановке учиться проявлять интерес к окружающему миру и другим людям. Поэтому все чаще сенсорные комнаты, или их отдельные элементы, устанавливаются в детских учреждениях, торгово-развлекательных центрах, больницах, интернатах.

Показаниями к сенсорной стимуляции могут стать психологические сложности (например, замкнутость, тревожность), нарушения в сфере двигательной активности (мышечное напряжение), проблемы с органами чувств. Детям с ограниченными возможностями сенсорная комната поможет получить те ощущения, которых они лишены в своей обычной жизни. Например, для детей с аутизмом или ДЦП сенсорная коррекция является необходимой частью лечения и реабилитации. Для детей-инвалидов сенсорная комната тем важнее, что там они получают позитивный эмоциональный заряд, помогающий им бороться с недугами и переносить неприятные лечебные процедуры.

Посещать сенсорную комнату нельзя при наличии инфекционных заболеваний, а также нужно учитывать индивидуальные особенности: например, при неврологических нарушениях важно с осторожностью использовать световые и звуковые эффекты, потому что они могут спровоцировать обострение (например, эпилептический припадок).