Смышленый ребенок: определение понятия

Смышленый ребенок: определение понятия

Малыш легко парирует высказывания взрослых, остроумно отвечает на замечания, схватывает на лету новые знания и умения, может быстро разобраться в сложных схемах или задачках? Окружающие улыбаются и говорят: «Смышленый ребенок, из него выйдет толк». Находчивость и сообразительность — это врожденные качества или их можно развить в своем малыше?

На стыке психологии и педагогики

Каждый ребенок, вне зависимости от его пола и места рождения, приходит в этот мир с определенными способностями — некими психологическими наклонностями, влияющими на то, как он в будущем будет усваивать новые навыки и знания.

Его личность формируется под влиянием среды, где он получает новый опыт. Сюда относятся не только знания вроде математики, языков или физических законов, но и общий принцип взаимодействия с окружающим миром — решительность, смелость, способность к продуктивной коммуникации.

Понятие «смышленый ребенок» как таковое отсутствует в психологии или педагогике. Это в некотором смысле собирательный термин, описывающий детей, отличающихся особенной смекалкой, смелостью, находчивостью, сообразительностью и догадливостью во всех сферах жизни. Это то, что еще Даль в своем словаре живого великорусского языка называл «живостью ума».

Воспитание с пеленок

Смышленый ребенок — это какой? Самое первое и важное качество таких детей — отсутствие страха взаимодействия с миром и другими людьми. Сегодня все большее распространение получила идея о базовом доверии к миру, которое формируется у малыша в течение первого года жизни и служит в будущем основой, на которой он строит свои отношения с окружающими.

Понятие базового доверия и основные принципы его формирования впервые были введены в возрастную психологию ученым, историком и психологом Эриком Эриксоном в книге «Детство и общество» в 1950 году. Позже они получили широкое распространение в работах других американских психологов.

Согласно этой теории, новорожденный, только пришедший в этот мир, ждет от него абсолютного принятия и любви и реализует удовлетворение этой потребности только через контакт с матерью.

Маленький ребенок должен быть уверен, что мать всегда рядом, всегда успокоит его и поможет, стоит только позвать на помощь, постепенно день за днем и месяц за месяцем формируется его доверие к матери, а позже к другим близким людям. Со временем человек заводит друзей, начинает доверять им, а впоследствии и другим людям.

Коммуникация и доверие

Человек с хорошо сформированным базовым доверием всегда открыт для контакта, не боится высказывать свои мысли и отстаивать свою точку зрения. Многие считают, что он слишком доверчив, но это не совсем правильная теория.

Конечно, двух-трехлетний малыш, как правило, не ждет подвоха ни от окружающих его взрослых, ни детей. Но критическая оценка их деятельности возникает лишь как ответная реакция на взаимодействие, которое немыслимо без доверия.

Интересно и другое. Ребенок, не получивший в раннем детстве достаточной теплоты и принятия от матери (например, дети, воспитанные в стенах дома малютки или больницы) ищет этого контакта и любви у каждого встречного, тем самым гораздо чаще оказывается обманутым.

Доверие и живость ума

Так как же связаны между собой понятия «смышленый ребенок» и «доверие к миру»? Совершенно очевидно, что ребенок, который не боится задавать вопросы, выдвигать теории и предположения, не боясь выглядеть смешным, будет развиваться быстрее своего зажатого и стеснительного сверстника.

Практически все дети от природы достаточно любознательны и любопытны, они исследуют все, что попадается вокруг, и задают сотни удобных и неудобных вопросов в день, сопоставляют факты и часто пытаются поймать взрослых на неточности или оговорке.

Среда как формирующий фактор

Но природные задатки и сформированное доверие это лишь половина условий для формирования образа мыслей и сметливости смышленого ребенка. Второй, не менее важной частью является среда, в которой растет малыш.

К сожалению, не все современные общественные институты воспитания — ясли, детские сады и школы — направлены на формирование мышления здорового, критически мыслящего человека. В большинстве своем, из-за большого количества детей на одного взрослого подобные учреждения усредняют и стандартизируют индивидуальности, лишая ребенка возможности развиваться в своем темпе и своем направлении.

Вспомните, в детсаду было много смышленых малышей, но ближе к школе они начинают думать одними категориями и понятиями, мыслят в рамках, указанных воспитателем или учителем, боятся ошибиться или запнуться. В этом плане очень отличаются от детсадовцев дети с домашним воспитанием.

Если домашнее воспитание организовано правильно, у ребенка есть контакт с большим количеством доброжелательно настроенных взрослых и детей, он может выбирать, с кем из них проводить время, то он развивается быстрее своих сверстников, проводящих большую часть дня в казенном учреждении.

Однако не следует думать, что, когда воспитанием осуществляется мамой, папой, бабушкой, посещение многочисленных кружков или семейное образование является панацеей. Все зависит от того, насколько качественное время готовы уделять малышу окружающие его взрослые, причем неважно — родные это люди или воспитатели.

Знания в основе критического мышления

Не последнюю роль в формировании критического мышления и сообразительности играет багаж знаний, которыми владеет ребенок. Причем здесь и качество и количество возведены в абсолют. Смышленый ребенок или тот, кого родители вознамерились воспитать таким, должен иметь доступ к всякого рода учебной, художественной и познавательной литературе по возрасту. Лучше, если их взаимодействие будет происходить благодаря естественному любопытству ребенка, а не давлению со стороны взрослого.

Давайте ребенку скучать. Когда вся деятельность взрослого сосредоточена на малыше и знания подаются ему разжеванными, предвосхищая появления вопросов, его природное любопытство быстро угасает, и он переходит в состояние бесконечного поиска развлечений, которые быстро надоедают.

Ребенок же, предоставленный сам себе, первые несколько дней будет стоять на голове, потом ходить за взрослыми с просьбой придумать ему занятие, пока, наконец, не займет себя изучением мира в доступной ему форме — лепкой, чтением, рисованием, подтягиваниями или любыми другими действиями.

Вместо того чтобы без конца давать детям информацию, которую они по большей части пропускают мимо ушей, задавайте им вопросы. И если получите от смышленого ребенка путаный ответ, не спешите исправлять его или бежать за энциклопедией. Дайте ему возможность окончательно запутаться и осознать свою неправоту, а потом, задавая наводящие вопросы, «выплыть» на поверхность.

Подобная практика не только наградит его знаниями, которые он не забудет, ведь он пришел к ним самостоятельно, но и потренирует его в дискуссии, красноречии и логике.